The Blue Umbrella / Голубой зонтик. Рецензия Лорелии
Гармония по Бхардваджу.
На этот раз Бхардваджу удалось создать просто НЕЧТО! Это какое-то воздушное лёгкое и одновременно тяжелое, серьёзное, простое и сложное волшебство.
Это как раз тот редкий случай, когда в фильме всё гармонично уравновешивает и дополняет друг друга: гармония формы и содержания, красок и звуков, смысла и его воплощения, режиссерской работы и актёрской игры.
Кинокартина завораживает своей красотой, сочетанием очень разных по своей тональности кадров: то ярких, сочных и многоцветных, наполненных радостью и энергией, а то приглушённых, как будто потухших, грустных, минорных дождевых и снежных. А временами кадры наполняются так любимой Бхардваджем тьмою, мраком, покровом ночи, которая у автора всегда готова скрыть тёмные деяния. Каждому из трёх типов соответствует своё настроение: радость и веселье – в первом случае; грусть, печаль, тоска и безысходность грусти – во втором, и криминальный характер — в третьем.
Да, кое-что от стилистики Бхарваджа прослеживается и в этом фильме, который критики поспешили своими премиями записать в детские. Это любовь к темноте и тому, что самое важное происходит под покровом ночи, а также лёгкий криминальный оттенок истории.
Но я бы не стала называть эту кинокартину детской. Лёгкость и простота, здесь лишь кажущаяся и очень формальная, чем глубже всматриваешься в фильм, в его детали, в звучащую закадровую музыку, в игру актёра, сыгравшего главную роль – тем больше сложных элементов здесь можно увидеть. Кроме того фильм недостаточно динамичен для детского восприятия. События разворачиваются неторопливо, без какой бы то ни было спешки. Ребёнок определённо заскучает при таком просмотре. Думаю, что фильм в большей степени рассчитан на взрослую аудиторию, которая кроме всего прочего ещё и предпочитает интеллектуальное арт-хаусное кино.
Немного о смысле. Если судить поверхностно, то всё просто — почти по-детски действительно. Фильм о преступлении и наказании; о проступке и возмездии, о том, что тайное всегда становится явным и т.д. Но это только снаружи….
Если же смотреть глубже, то это фильм об одиноком старике, о его наивной прямо-таки какой-то детской мечте, которую он никак не мог осуществить законным способом, хотя и очень старался, приложил множество усилий к тому, но напрасно, и, в конечном счете, избрал уголовный путь. Фильм о маленькой девочке и её зонтике, ставшем главным камнем преткновения в этом фильме. Фильм о том, что люди иногда увлекшись своим справедливым возмездием, становятся слишком жестокими. И фактически наказание становится не соответствующим проступку. Люди могут быть беспощадными.
Особо следует сказать о Панкадж Капуре. Он некрасивый, но чрезвычайно талантливый актёр, который своей игрой может создать практически любой образ: то внушающий уважение, то вызывающий отвращение, а то и жалость с сочувствием и искренней симпатией. Здесь же созданный им образ скверного по сути старика выглядит очень необычным. С одной стороны, он торгаш, ростовщик, завистник, а с другой – трогательный одинокий старик с детскими мечтами. Невольно он внушает не просто сочувствие, но и откровенную симпатию. Временами, глядя на его страдания, просто сердце сжимается, и на глаза наворачиваются слёзы.
Чрезвычайно необыкновенно показан зонтик. По сути, у него тут тоже свой образ и своя роль. Периодически он буквально-таки совершает осознанные поступки, как живое и разумное существо. Он то спускается с небес, выбирая себе новую хозяйку, то не хочет проходить в двери автобуса, то отказывается закрыться без ласковых прикосновений любимых детских ладошек. И даже в одном месте мне было зонтик очень жаль: когда его хотели «наказать»: били и чуть не сожгли.
В этой кинокартине мало разговоров, диалоги немногословные. Смысл тут не столько в словах, сколько в мимике персонажей, их взглядах и жестах, а также закадровой музыке. Вот музыки здесь действительно очень много. Ведь Бхардвадж в первую очередь всё-таки композитор, а потом уже сценарист и режиссер. Музыка здесь рассказывает много больше слов, музыка служит фоном, музыка передаёт настроение, отражает состояние души главных героев, комментирует по-своему происходящее на экране и кроме всего прочего украшает фильм собой.
Думаю, что этот фильм можно по праву считать подлинным шедевром.