Бимал Рой: гений, который помог расцвести нескольким талантам
Бимал Рой уже был признанным режиссером в Калькутте, прежде чем приехал в Мумбаи, чтобы начать второй этап своей карьеры. Рой начинал как оператор, работая под руководством легендарного Праматеша Баруа над такими фильмами, как «Девдас» (1935) и «Мукти» (1937) в бенгальском кино. Его первый бенгальский фильм «К свету» (1944) о различиях между богатыми и бедными имел мгновенный успех.
В начале 1950-х Рой переехал в Мумбаи вместе с другими артистами: Ришикешем Мукерджи, Набенду Гхошем, Аситом Сеном. Дочь Роя, Ринки, называет это его «второй миграцией». Первый раз он был вынужден покинуть дом своей семьи в Суапуре, Восточная Бенгалия, в 1930 году и перебраться в Калькутту после того, как после смерти отца они обеднели и потеряли поместье.
Роя пригласили в Мумбаи, чтобы снять свой первый фильм на хинди «Любовь матери» (1952) с Лилой Читнис, Бхаратом Бхушаном и Насиром Хуссейном в главных ролях. Несмотря на мелодраматичность, фильм приняли очень хорошо. Сценарий написал Набенду Гхош.
В 1953 году Рой снял два фильма: неореалистический «Два бигха земли» и адаптацию «Замужней женщины». Первый стал визитной карточкой хинди-кино и принес Рою международное признание, а также приз на Каннском кинофестивале в 1954 году. Он также стал лауреатом первой премии Filmfare за лучший фильм и лучшую режиссуру.
Для «Замужней женщины» Рой воссоединился с друзьями из Калькутты, чтобы собрать самую точную экранизацию романа. Продюсером выступил эмигрант из Калькутты Ашок Кумар (он же сыграл главную мужскую роль), а роль Лалиты исполнила Мина Кумари. Рой работал над сценарием фильма с Аситом Сеном и Набенду Гошем, в то время как Ришикеш Мукерджи был его редактором.
По словам Ринки Рой, ее отец «всегда хотел вернуться в Бенгалию. Он был бенгальцем до кончика пальцев и в Мумбаи чувствовал себя чужим, но понимал, что возвращаться нет смысла».
В то время бенгальская киноиндустрия находилась в упадке. Рой позвал с собой друзей и их семьи. Интересно, что режиссёр так и не удосужился выучить хинди. Он понимал этот язык, но говорил только на бенгальском. Все его сценарии и диалоги писались его другом Набенду Гхошем только на бенгали. Помимо «Неприкасаемой» (1959) и «Заключенной» (1963), Гхош был автором почти 40 романов и рассказов, получивших несколько наград.
Все друзья и коллеги Бимала были знаменитыми и отмеченными наградами режиссерами. Ришикеш Мукерджи помогал Рою в качестве режиссера и работал редактором многих его фильмов, прежде чем снять собственный проект «Путешественник» в 1957 году.
Оператор Камал Бозе снял многие классические произведения Роя в черно-белом и цветном исполнении. Бозе пять раз выигрывал премию Filmfare как лучший оператор, что является рекордом в этой категории.
Знаменитый композитор Салил Чоудхури участвовал в таких фильмах Роя, как «Мадхумати» (1958) и «Любовные письма» (1962), за которые получил премию Filmfare как лучший композитор и лирик.
Асит Сен был опытным оператором, помощником Роя, а также помогал ему со сценариями. Он стал режиссером в 1956 году и получил премию Filmfare за лучшую режиссуру фильма «Путешествие» (1971) с Раджешем Кханной и Шармилой Тагор в главных ролях.
Бимал Рой и его друзья часто работали над фильмами друг друга, и их идеи и опыт во многом помогли создать те шедевры, которыми мы наслаждаемся сегодня.
Мила — специально для Bollywoodtime