Bhumika: The Role / Роль / Трудная роль. Рецензия Ashanti
Фильм параллельного направления. Я очень давно жаждала посмотреть его. Мне вообще-то нравятся фильмы Шьяма Бенегала, Говинда Нихлани, Гириша Карнада. Сюжет фильма основан на реальных событиях из жизни актрисы.
Отзыв содержит спойлеры!
Героиня — девочка из бедной семьи, мать которой происходит из касты актеров, то есть одной из низших каст, ее бабушка — профессиональная исполнительница классической музыки, что в те годы практически равносильно куртизанке. Матери посчастливилось выйти замуж за мужчину из касты брахманов, хотя счастья от этого брака никакого — муженек пропивает и не работает, ей приходится отдуваться за это повышение в социальном плане. Девочку бабуля с детства учит пению, ребенок своевольный, маме с ней сладу нет. Кесвар — «друг семьи» — я так и не поняла, было ли у него что с мамочкой девочки, судя по всему — было. Так вот, когда папуля помирает, по предложению Кесвара, с одобрения бабушки и практически через мамин труп девочку решают отдать в кинематограф — чтобы денюшки зарабатывала. Она начинает зарабатывать, живет одна, связь с семьей держит через Кесвара, который еще с детства на нее глаз положил и регулярно ей напоминает, что она его «невеста». Попутно в нее влюбляется партнер по съемкам — Раджат, молодой парень, и когда Кесвар видит в его лице конкурента, он начинает сильнее настаивать, чтобы она вышла замуж за него. Надо заметить, Уша (так зовут героиню) энтузиазма к его предложению не проявляет, но приехав домой, она застает мрачную мамулю, которая резко против ее замужества с Кесваром. Казалось бы — и хорошо, но мамуля тащит девушку к алтарю и заставляет поклясться, что она с ним больше не встретится. Дочка под принуждением клянется — скрестив пальчики. И из принципа «не поддаться», не иначе, тащится к Кесвару, затаскивает его в постель, и ставит маму перед фактом, что она беременная и выходит замуж. Любви к мужу, который старше ее и вообще «редиска», я не увидела. Как и его к ней — бизнес у него идет ни шатко ни валко, а Уша — восходящая звезда, и бабок гребет нормально. Уша же хочет кино бросить. Но муженек ее подписывает на новые фильмы. Правда, не в паре с возлюбленным. Сначала говорит, что она будет сниматься только до родов. Но и после родов она продолжает сниматься — жить-то надо. А в один прекрасный день он подписывает ее на фильм с ее бывшим ухажером — Раджатом, который до сих пор не женат, ибо влюблен в нее по-прежнему. Героиня в шоке, да еще и после вечеринки, на который она с ухажером танцует — с согласия мужа — и вообще общается, муж устраивает ей сцену ревности с битьем морды и волочением за волосы к алтарю. Возле алтаря он ее тоже заставляет поклясться, что она с тем «Ромео» общего иметь ничего не будет. Она говорит — «Хорошо, я обещаю» — муж уходит, а она продолжает «что сделаю так, как сама захочу». Собирает вещи, и едет к «Ромео». Опять же не от любви к нему. А просто из чувства противоречия. Но Ромео оказался порядочным парнем — потому устраивать с ней адюльтер не собирается, посему обидевшись она возвращается домой. Через некоторое время у Уши возникает связь с режиссером — странным парнем, который к примеру всем говорит, что его дочь умерла на праздник Холи — он видите ли не любит все эти празднования, и чтобы все от него отвязались, таким вот образом народу голову морочит. Чего можно ждать от такого человека? Героиня беременеет — супруг, подозревающий о связи, заставляет ее сделать аборт, хотя она пытается убедить его, что это его ребенок. После этого она во время встречи с любовником, который как-то парил ей мозги, что хочет как-нибудь покончить жизнь самоубийством, предлагает сделать это сейчас и вместе. И судя по всему, тоже просто из вредности и мести мужу — о дочери она в этот момент не думает. Тот соглашается, они выпивают таблетки и рядышком как два голубка вырубаются. Наутро Уша просыпается, полюбовничка нет, а на подушке записка — типа все нормально, а таблеточки-то я поменял…
Через некоторое время после очередного скандала с мужем Уша опять собирает вещички и идет к по-прежнему любящему ее Раджату. Тот опять же говорит ей — разводись давай и выходи за меня замуж. Но пионеры легких путей не ищут — он единственный любит ее, ничего не требуя взамен, и она говорит — я не хочу потерять еще и тебя. Но по мне — так ей просто неинтересно. Поэтому она едет в отель, где случайно сталкивается с бизнесменом, который везет ее к себе в дом на положение неофициальной второй жены — первую жену парализовало после родов, и она лежит уже много лет. Имение у бизнесмена Винайяка Кале (Амриша Пури) нехилое, и достаточно долго Уша живет там-не бедствует, все ее любят, уважают-обожают, включая жену. Но тут она однажды — случайно узнает, что из этого дома женщины не имеют права выходить. Традиция у них такая. «Всех впускать, никого не выпускать». Казалось бы — жила ты тут, никуда тебя не тянуло, сама хотела быть домохозяйкой, но вот когда она узнала, что нельзя — ясно дело, нужно сделать наперекор. Поэтому Уша тайно отправляет письмо опостылевшему мужу. Тот приезжает и забирает ее, предлагает вернуться домой. Уша отказывается. Мать ее к тому времени умирает, дочь оказывается замужем — предлагает ей жить с ними. Она опять отказывается. Возвращается к себе в отель — ей звонит ее «ромео», который говорит, что ей можно бы вернуться вновь к карьере актрисы. Она отказывается и с ним разговаривать.
Вот почему-то так мне этот фильм увиделся. Хотя говорят, что мотивы там совсем не такие у героини были — мне она как раз увиделась женщиной, которая в связи со своей профессией могла жить не так, как другие, могла принимать собственные решения — но которая ведь жить-то как все хотела, то есть быть домохозяйкой, матерью, любимой женой. Тем не менее, смириться с ограничениями, налагаемыми этими обязанностями, она в силу духа противоречия не могла — и здесь она сама себе портила жизнь и сама с собой боролась. Не пойди она наперекор матери, которая не хотела брака с Кесвером — из-за его касты и возраста и бог его знает почему еще — и ведь сама она его тоже не любила — вышла бы замуж за своего Ромео… нет, блин, она сделала поперек. Потом сделала наперекор мужу — опять же, испортив окончательно их отношения, подтвердив свою неверность, потом сбежала с бизнесменом — вот тебе все, что ты хотела, все хозяйство твое, все тебя любят-уважают… Ведь сама много месяцев не выходила из дома — и не тянуло, а как узнала — так надо опять все разрушить. В чем-то я ее понимаю, но что она с этого поимела?
Короче, фильм для меня не о том, как жестоко эксплуатировали мужики женщину, а о женщине и ее внутренних демонах.
Очень понравилась игра Смиты Патиль. Об Амрише я не говорю. Хорош везде. Люблю его. Насируддина показывают немного в фильме так же как и Кулбхушана Кхарбанда (он играет режиссёра в театре где работает Смита).