«Бесстрашная» Надя: королева трюков, покорившая Болливуд
Мэри Энн Эванс, также известная под своим сценическим псевдонимом «Бесстрашная Надя», родилась 8 января 1908 года в Перте, Западная Австралия. Она была дочерью Гербертта Эванса, добровольца британской армии и его супруги Маргрет. До приезда в Индию они жили в Австралии. Мэри был всего год, когда полк Гербертта был откомандирован в Бомбей, а в пять лет она переехала в Индию навсегда.
В 1915 году безвременная смерть ее отца от рук немцев во время Первой мировой войны побудила семью переехать в Пешавар (ныне в Пакистан). Девочка росла очень разносторонней: училась верховой езде, охоте, рыбалке и стрельбе. Но больше всего Мэри Энн нравились танцы и акробатика. С ними она выступала на сцене разных театров. Однажды во время гастролей в Лахоре директор театра, господин Кангу, сказал Мэри, что у нее большое будущее и он видит ее на большом экране, а поэтому надо ехать в Бомбей и сниматься в фильмах.
У него были знакомые в киноиндустрии, поэтому когда девушка вернулась в Бомбей, мистер Кангу познакомил ее с продюсером Джамшедом Боманом и его братом, режиссером Хоми Вадией, которые в 1933 году основали известную кинокомпанию Wadia Movietone. Они сразу подписали девушку, а благодаря тому, что она была акробаткой, то могла сниматься в каскадёрских фильмах, что сделало ее настоящей звездой своей эпохи.
Первым фильмом, в котором она сыграла героиню, был «Хантервали», хотя до этого она сыграла еще в двух фильмах (Noor-e-Yaman и Josh-e-Wattan), но это были роли второго плана.
«В детстве я была сорванцом, всегда шалила и часто стояла в углу. Я любила лазить по деревьям и творить всякие безумства. Поэтому родители отдали меня в школу при монастыре, где я проучилась 8 лет. Моя мать была гречанкой, а отец — англичанином. Он был солдатом, который прошел войну и умер очень молодым. Я — их единственная дочь. Естественно, будучи солдатской дочерью, во мне жили храбрость и смелость!» — вспоминает Мэри Энн.
Свое имя она сменила на Надю. Поговаривали, что армянская гадалка предсказала ей, что девушку впереди ждет успешная карьера, но ей придется выбрать имя, начинающееся с буквы «Н». И девушка выбрала имя Надя потому что посчитала его экзотичным.
«У меня был очень плохой хинди. Я каждый день ходила в студию и учила язык. Наконец, настал день, когда я произнесла свой диалог без единого повтора. Сколько хлопот и труда мне это стоило! Если не ошибаюсь, это было во время съемок «Bombaywali». Ты помнишь это, Хоми? (обращается она к мужу, Хоми Вадии, за котрого впоследствии вышла замуж. Хоми, сидевший рядом с ней, согласно кивнул).
«А знаете, как я вышла замуж за Хоми? Понимаете, он был режиссером всех моих картин, когда я работала с Wadia Movietone. Однажды, когда он снимал фильм, то подмигнул мне, а я подмигнула ему — через камеру! (Смеется). Помнишь дорогой? (Спрашивает Хоми)
— О да, это была любовь с первого взгляда, но нам потребовалось немало времени, чтобы пожениться. Я женился в 1960 году, мне было 50 лет! В самом деле! — оживленно произносит Хоми.
Надя снялась примерно в 50 картинах. У нее не было любимых коллег по фильмам и она никогда ни с кем не общалась — после съемок сразу уезжала домой. Ее муж Хоми и его брат Джамшед основали компанию Wadia Movietone в 1935 году, которая закрылась в 1942 году. В том же году Хоми основал Basant Pictures, которую продал в 1981. В те дни Надя работала только с одной студией и играла с одними и теми же актерами. В студии у нее был собственный спортзал, где она тренировалась.
Все фильмы, в которых работала Надя, были звуковыми, но черно-белыми. Трюковые картины были ее сильной стороной, она бесстрашно выполняла не только опасные приемы, но и снималась с дикими животными.
«Я никогда не нервничала, но пару раз все же было страшно. Кажется, на съемках «Дикой принцессы» я засмеялась, увидев как ко мне идет львица, и ей очень не понравилось, что я над ней смеюсь. Она начала рычать и копать землю. Я закричала: «Хоми»! Хоми! Забери ее!».
Однажды, когда она снималась с лошадью, то упала вместе с ней и лошадь придавила ей ногу. Надя провела в больнице три месяца. В другой раз, прыгая на лошади через огненное кольцо, Надя не знала, что дрессировщик напоил животное спиртным (пуншем) и лошадь потеряла координацию. Актрисе было трудно контролировать процесс, поэтому когда Надя прыгнула через кольцо, ее ресницы обгорели, а волосы были опалены. Лошадь тоже лишилась гривы.
«Позже я обнаружила, что они поили лошадь пуншем. Им надо было дать мне этот пунш вместо лошади!», — смеется Надя.
У Нади никогда не было соперничества с другими актрисами. Раньше она ездила на лошадях без седел и даже стоя. Еще в детстве она научилась верховой езде у своего дяди в Пешаваре. Он был военным ветеринаром. Потом стала артисткой на трапеции и танцовщицей. Никакая другая актриса ее времени никогда не смогла бы выполнить все те трюки, которые Надя выполняла легко и непринужденно.
Она заняла свою нишу в индийском кинематографе и у нее не было конкуренток. Люди привыкли к ее трюкам. Поэтому когда актриса снялась в фильме под названием «Веселье», где предстала в сари и вечно плачущей, дистрибьюторы стали звонить Хоми, требуя удалить ее плачущие сцены. «Наде нельзя плакать», — сказали они. Так что это был ее единственный фильм в сари.
Надю называли индийской версией Дугласа Фэрбенкса, а вот саму девушку вдохновляла американская актриса, звезда немого кино — Перл Уайт. Раньше она выполняла все свои трюки сама и была кумиром Нади с детства.
Ее последним фильмом стал «Игрок / Khiladi» 1967 года. После завершения фильма муж попросил ее оставить актерскую игру. Надя погрузилась в домашние дела, но продолжала помогать Хоми в его кинопроизводстве. По четвергам, субботам и воскресеньям она обязательно ходила на скачки — лошади были ее главной любовью и она просто обожала своего коня по кличке Нижинский (которого актриса назвала в честь знаменитого русского танцовщика и хореографа польского происхождения).
Надя покинула этот мир 9 января 1996 года, на следующий день после своего 88-летия. В свое время она имела огромный успех у публики. Фильм Вишала Бхарадваджа «Рангун / Rangoon» (2017), главную роль в котором исполнила Кангана Ранаут, был вдохновлен Надей.
Это интересно: От Хантервали до Мастани: героини, которые определили индийское кино
Мила — Bollywoodtime