Bas Ek Pal / Только одно мгновение. Рецензия Лорелии
Второй фильм Онира, который я увидела. Уже могу сделать вывод, что это весьма интересный режиссер. У него есть свой стиль: любовь к реалистичной истории, сложным и неоднозначным отношениям. В его фильмах речь идёт всегда о жителях крупных мегаполисов. А культура и жизнь в таких огромных городских центрах, особенно для людей образованных и в достаточной степени состоятельных очень похожа в разных уголках планеты и в то же время очень отличается от жизни всех остальных жителей страны. В его фильмах практически не присутствует национальный колорит, за исключением некоторых фрагментов.
Его герои всегда умные, образованные из хороших семей, но со своими проблемами, своими комплексами, радостями и горестями, но такими далёкими от проблем бедноты, такими прозападными. Можно сказать, что такие вот фильмы есть лучший вариант проявления глобализации в рамках индийского киноискусства, благодаря их качеству, глубине и актёрской игре.
В данном фильме национальный колорит присутствует только при показе мест лишения свободы. Всё же подобных унижений личного достоинства и всевозможных физических истязаний на западе нет. Это на время как бы спускает «с небес на землю» и говорит о том, что место действия – всё-таки не Нью-Йорк, а Мумбай.
Пятеро людей, трое мужчин и две женщины: Рахул, Стив, Никхил, Ира и Анамика. Волей судьбы их жизни тесно оказались переплетёнными друг с другом. Отношения оказались очень сложными и запутанными.
Очень хорошо проработаны характеры главных персонажей. Здесь никто не является полностью положительным и полностью отрицательным. У каждого свои достоинства и недостатки.
Стив, наверное, самый неприятный из всех. Из-за проблем в бизнесе он внутренне сломался, опустился, стал алкоголиком. Он плохо контролирует свои поступки, свою жизнь, мнителен, ревнив, склонен к агрессии. Единственным лучом света в его жизни является его жена, но из-за своей натуры и с нею, он больше не может достойно обращаться.
Рахул. Безусловно, его можно назвать положительным персонажем с объективных позиций. К тому же, вследствие возникшей сложной жизненной ситуации он больше других пострадал физически. Но, лично мне, он мне неприятен даже чуть ли не больше, чем Стив, и его физические страдания я рассматриваю, чуть ли не как наказание за его духовные проступки. Считаю его потребителем, особенно в отношениях с женщинами, причём обеими.
Никхил. Если вначале он производит очень отталкивающее впечатление из-за своей самоуверенности, вспыльчивости и плохой контролируемости собственной импульсивной натуры, то со временем всё меняется. К концу фильма он мне уже кажется самым лучшим персонажем из всех. Все беды и несчастья, что на него обрушились совершено неожиданно и незаслуженно, только закалили его дух, сделали по-настоящему волевым сильным человеком, а кроме того очень благородным. А его любовь к девушке своей мечты и всей своей жизни – у меня вызывает просто восхищение, своей невероятной силой, преданностью и благородством.
Ира. В принципе, она очень хорошая женщина: умная, нежная, любящая, заботливая. Но горе, которое произошло в её жизни, причём не единовременно, а растянулось на долгие годы, сделало её слабой, нерешительной, временами просто беспомощной перед обстоятельствами. В ней нет стержня, она мягкая и податливая как воск. И именно своей мягкость и нерешительностью причиняет боль и духовный вред близким людям. Только в самом конце истории, она вроде бы как обретает внутреннее мужество, противостоять сложным жизненным обстоятельствам.
Анамика. Она тоже очень сильно отличается в начале и в конце истории, как будто две совершенно разные девушки. Вначале это красивая, уверенная в себе, даже самоуверенная женщина, которая несмотря на наличие бой-френда достаточно свободно в его отсутствие флиртует с другими, причём очень даже смело. Но произошедший трагический случай открывает в ней совершенно иную сторону. Она очень ответственный и прежде всего самоответственный человек, остро переживающий чувство собственной вины, даже если она не прямая а косвенная. Она тот человек, который с трудом может разобраться с собственными чувствами: что в них любовь, что в них жалость, что в них симпатия, что страсть. Но её безграничная доброта и жертвенность внушают к ней симпатию.
Особо нужно сказать несколько слов о музыке. Просто потрясающей красоты и прочувствованности саундтрек. Очень украшает фильм и добавляет силы эмоциям, вызываем собственно самой историей и актёрской игрой.