Bahubali 2: The Conclusion / Бахубали: Рождение легенды (2017) Рецензия Энди

Бахубали. История первая. Самая длинная и нудная.

О ПРИНЦАХ И ИХ МАТЕРИ

Часть 1. Название фильма. Бахубали.

С чего начинается фильм? С названия. БАХУБАЛИ. Огромные буквы в отблесках пламени встают перед зрителем, обозначая суть того, о ком будет эта история — мощь и огонь.

Кто такой Бахубали?

Информация из Википедии:

Бахубали — персонаж джайнской мифологии, герой нескольких притч. Является олицетворением ахимсы (ненасилия) и аскетизма.
По преданию Бахубали был сыном Ришабхадевы (Ришабханаты), правителем царства Таксашила. В ходе войн со своим братом Бхаратом Бахубали завоевал все царства последнего, победив самого Бхарата в пяти поединках. Однако, не пожелав даже причинить вреда своему брату, Бахубали отказался от своего царства в его пользу и сделался монахом.
Будучи монахом, Бахубали несколько месяцев медитировал, оставаясь неподвижным так, что растения прорастали и обвивали его своими стеблями, а птицы свивали гнёзда в его волосах и бороде.
У Ришабхадевы, его отца, было ещё две дочери-монахини, которые как-то спросили, что делает сейчас Бахубали и достиг ли он совершенного знания. На это отец им ответил, что брат их всё ещё находится в медитации, так как от достижения совершенного знания его отвлекает нежелание приветствовать и выражать почтение более старшим по положению монахам. Тогда сёстры прибыли к месту медитации Бахубали и начали петь песни, призывая брата спуститься со своего слона. Это продолжалось весь день. Когда, наконец, Бахубали услышал своих сестёр, он удивился, так как не мог понять, о каком слоне идёт речь. Но тут он прозрел, понял, что слон этот — его гордыня. Когда пришло это понимание, Бахубали отбросил гордыню и достиг самореализации.
Альтернативное предание гласит о том, что царь-отец, поняв всю бессмысленность царствования отрекся от царства и ушел в монахи. Формально он не передал своё царствование ни одному из сыновей. По традиции царствование должно было перейти к старшему брату — Бхарату. Но тот решил последовать за отцом, уйти в монахи и искать просветления. Так как отец не сделал его официально своим наследником он посчитал, что не имеет права отказываться от царства, ибо считал, что оно ему не принадлежит. В результате естественным наследником стал Бахубали. Но Бахубали постоянно терзали мысли, что он незаконно стал правителем. Он решил «вытрясти» из своего брата отречение от трона в свою пользу. Он приехал на гору где его брат Бхарат уже долгое время медитировал, схватил его в свои огромные и сильные руки (это как раз и является дословным переводом его имени — сильные руки) и поднял к небу. Он требовал от брата отречения, но брат не мог его дать, ибо не считал себя правителем. И вот Бахубали уже занес его над пропастью с готовностью отпустить брата в пропасть. И тут с ним что-то произошло, он осознал всю нелепость ситуации. Тогда он бережно опустил брата на землю, отошел в сторонку и застыл, погрузившись в медитацию. Парадокс, но воинственный Бахубали достиг просветления, в то время как его брат долгие годы проведший в медитации не смог этого достичь. С тех пор Бахубали так и остался стоять и в его честь люди возвели одну из величайших статуй в мире.

Один из основных мотивов этой легенды — противостояние друг с другом двух очень непростых братьев. То есть, уже само название фильма говорит нам о возможном конфликте между наследными принцами какой-то королевской династии.

Часть 2. Братья-принцы. Близнецы?

Второе, что видит зритель — это карта, а на ней первая информация — государственный символ королевства Махишмати — пара одинаковых коней и пустая пока пирамидка-трон в солнечном кольце.

01_symbol

Что обозначает символ близнецов-лошадок? Почему создатели фильма выбрали его для того, чтобы начать свою историю? Почему в дальнейшем нам многократно показывают этот символ на протяжении всего фильма?

Подобные изображения — это графическое отражение человеческих представлений о двойственности, дуалистичности нашего мира — единого, но состоящего из множества противоположностей (свет-тьма, холод-тепло, твердь-вода, белое-чёрное, хорошо-плохо и так далее). Вот примеры – близнечные головы и «кружочки-солнышки» — солярные символы.

02_symbol_2

Солярные символы близнечества:

1 – Ютландский полуостров, эпоха бронзы;

2 – Среднее Подунавье, первая половина I тысячелетия до Р. Х.;

3 – Херсонес;

4 – Иран, V век до Р.Х.;

5 – Россия, деталь ткацкого станка, XVIII век.

Этот мотив, мотив близнечной пары, на протяжении тысячелетий оставался устойчивым мифологическим сюжетом, верования многих народов пронизаны им. Этих легенд, действующими лицами которых являются близнецы, великое множество. Если кого-то заинтересует тема, то можно в поисковике просто набрать «близнечные мифы» и почитать. Каких только близнецов нет в этих древних историях! Близнецы братья, близнецы сестры, близнецы братья и сестры, близнецы андрогины, двойняшки, тройняшки и прочие. Есть «хорошие» близнецы, даже являющиеся противоположностями друг для друга, а есть и «плохие», есть мифы, в которых близнецы являются не просто противоположностями, но и соперниками.

Мне вот хочется, пользуясь случаем, порекомендовать статью «Двуглавый орел в русской символике», в ней автор пытается разобраться, не является ли и наш государственный символ дальним родственником подобным близнечным изображениям. И тут же сразу хочется отметить, что подобные изображения парных коней (а также парных птиц) — это наши родные орнаменты. Вспомните мезенскую роспись, в ней очень часто повторяется этот мотив, вспомните наши народные вышивки, дымковскую игрушку — двухголового коника, вспомните двухсторонние коньки на крышах деревянных домов. Это все они, кони-близнецы, кони, которые могут доставить седока в потусторонний мир и вывезти его обратно, кони, которых буквально с первых минут мы видим в этом фильме.

Возвращаемся к близнецам и мифам о них. Разумеется, первый вопрос, есть ли близнечные истории в Индийской мифологии? Есть!

Ашвины (санскр. अश्विन) (ашвин- «обладатель лошадей, укротитель лошади, всадник», в двойственном числе ашвинау) или Ашвини Кумары — божественные близнецы-всадники в «Ригведе», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме Вивасвата. Они — ведийские божества, символизирующие рассвет и закат. Они появляются перед рассветом в золотой колеснице и приносят богатство людям, предотвращают неудачи и болезни.

Вот и мотив коней! И вот кого исследователи и собиратели легенд выделяют как ближайших родственников индийской пары. Древнегреческие Диоскуры. Диоску́ры (буквально «отроки Зевса») — в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, дети Леды. По наиболее распространённому взгляду, отец Кастора — Тиндарей, а отец Полидевка — Зевс; вследствие этого первый смертен, второй бессмертен. И вот в этом варианте мифа интересен момент разных отцов близнецов. Оказывается, и такое бывает…и именно этот момент можно проследить в фильме.

Мать Диоскуров — Леда, отец одного из них — Зевс, и черты именно этих богов будут постоянно всплывать в образах главных героев фильма. Сразу хочу оговориться, чтобы не быть неправильно понятой. Разумеется, этот фильм не про Зевса, не про Ашвинов и даже не про Царевну-Лебедь, это сказка с определенными персонажами, у каждого из которых свой личный характер и своя личная судьба. Место действия в этой сказке — Индия, с ее неповторимым колоритом и особенностями. И вообще, создатели фильма сразу предупреждают, что все персонажи являются вымышленными и любое совпадение с реально живущими или когда-либо жившими людьми случайно. Но в то же время, эта история настолько пронизана собирательными образами, общими для многих народов мифологическими сюжетами и символикой, что удержаться от сопоставлений практически невозможно. Сравнение с героями древнегреческих легенд обусловлено прежде всего тем, что какие-то понятия нам легче воспринимать через более привычную нам древнегреческую мифологию. Кроме того, мне думается, что создатели фильма, заранее предполагая перспективы международного проката, закладывали в «картинку» общепонятную символику.

А вот и наши братья — принцы Бахубали и Бхаллаладева. В этой истории братья не являются близнецами в полном смысле этого слова, и они даже не родные, а двоюродные, но как раз их двоюродность позволяет им появиться на свет практически в одно и то же время. Они росли и развивались вместе, эти два принца, вроде равные по происхождению и по открывающимся перед ними возможностями, но, как и в мифах, легендах, сказках многих народов они воплотили в этом сюжете идею дуальности, двойственности мира. В отличие от Ашвинов, оба из которых являются защитниками, помощниками людей, в фильме нам показано противостояние братьев. Будучи внешне если и не совсем одинаковыми, как та пара коней в символе, но очень похожими, внутренне, по своей сущности, братья совершенно различны. Один — свет, другой — тьма. Один — благородство, другой — подлость. Один любовь — другой ненависть.

03_baahubali-the-beginning

Повторюсь, «близнечность» героев достигается именно их двоюродностью. С одной стороны — они кровные родственники, братья. С другой — смогли безо всяких фантастических и совсем уж мифологических заворотов появиться на свет практически одновременно, правда, с незначительным старшинством Бхаллаладевы. И это незначительное старшинство впоследствии доведет и без того напряженное соперничество между братьями до самой наивысшей точки. Кроме того, опять же, безо всяких нереальных и сверхъестественных наворотов  у них по сюжету обоснованно разные отцы. У одного — смелый и мудрый царь, у другого — подлый и недалекий брат царя да ещё и с физическим недостатком. Но воспитывала их одна женщина, считающая обоих принцев своими сыновьями.

И еще, Бахубали — сирота. И это важно. Для того, чтобы не быть голословной сошлюсь на одну статью — А.А.Трофимов «Сирота в языке, верованиях и обрядах». Статья очень объемная, в ней много примеров, мне из нее хотелось бы выделить пару важных для сюжета этого фильма моментов. Во-первых, образ сироты в верованиях разных народов предполагает заведомую жалось, сочувствие к нему. Ну, это не столько важный для сюжета момент, сколько объяснение еще одного штриха, из чего складывается образ главного героя, из чего формируется симпатия к нему. Во-вторых, и это самое главное, в соответствии с архаическими представлениями, сиротам покровительствуют высшие силы.  Возможно, эти представления связаны с «нерожденностью» сироты – Бог или же силы природы воспринимаются как его родители и воспитатели. И если родители Бахубали-отца были известны его окружению, то Бахубали-сын для своих названных родственников и односельчан еще и подкидыш. Вот уж кто действительно рожден силами природы, а одним из его главных воспитателей становится… водопад. Кстати, может и поэтому в сказочной иерархии Бахубали-сын превзошел отца и смог пройти все испытания.

Часть 3. Рожаница.

Третье действующее лицо. Этот момент мне проще объяснить все-таки на родных, русских мотивах. В «комплекте» с парным изображением коней, птиц в орнаментах часто появляется женщина (а иногда дерево, как образ замещающий её). Женская фигура – это символическое изображение древней богини, это Мать Сыра Земля, всех рождающая и всех выкармливающая, это Рожаница — древняя богиня жизни и плодородия. (Одна из статей, которые можно порекомендовать по этой тематике – С.В. Жарникова,  «Обрядовые функции северорусского женского народного костюма»).

Вот они, красавцы! Рожаница и два всадника:

04_symbol_3

А вот этот образ в фильме:

05_baahubali

Шивагами – жена старшего брата умершего правителя, мать и тетка наследных принцев, ставшая матерью для них обоих, появившихся на свет практически одновременно, кровных родственников, двоюродных братьев, так похожих друг на друга и так не похожих.

В фильме ситуация, когда во главе царства-государства оказалась правительница, а не правитель показана как исключение из правил. Шивагами сама это понимала, она УЖЕ жила в то время, когда на троне должен был восседать мужчина, и только отсутствие достойного кандидата буквально заставило ее взять бразды правления в свои женские руки. И уже в государственной символике женская фигура заменена пирамидой – основанием трона правителя. Посмотрите на следующую картинку. Вот она – Рожаница, родившая и выкармливающая будущих богатырей (ведь сколько ведь раз на протяжении фильма Шивагами подчеркивала, что она не просто вырастила обоих братьев, но и вскормила их своим молоком), вот они парные кони, а над ними солярный знак.  Если бы она села на трон, находящийся в центре данной композиции, то сходство с народными орнаментами было бы полным. Но она этого не сделала, несмотря на то, что ее подданные предлагали ей это. Она оставит центральное место свободным:

06_baahubali_film

Часть 4. Личные символы братьев. Конь-огонь и лев.

Бахубали — не просто один из «коней» в близнечной паре. Если государственными символами его родного королевства является конь либо пара коней в солнечном кольце, то его личный символ, тот, который он носит на доспехах, — конь в огненном кольце, конь-огонь.

07_prabhas

И действительно, огонь сопровождает как Бахубали-отца, так и Бахубали-сына повсюду — горящие красные полотна, применённые в бое с дикарями, пылающие рога буйволов, пожар во дворце, куда проникает Бахубали-сын, чтобы спасти Девасену, а потом они на колеснице прорываются сквозь языки пламени, и огонь не причиняет им вреда. Бахубали-отец погибает на фоне огромных всполохов огня, а сын сжигает своего врага и мучителя его родителей на жертвенном костре.

Личный символ Бхаллаладевы – лев:

08_rana

Он и внешне похож на льва — низкий лоб, нахмуренные брови, суровый взгляд, грива волос, мускулистое тело. И да, он действительно лев, он царь, он правитель, он воин, но… Но волею небес по происхождению он все же ниже, чем его двоюродный брат. Да, они из одной семьи, они, казалось бы, равны по статусу, но… Ох уж эти разные отцы… Разный потенциал заложили в братьях предки героев. И еще сиротство Бахубали, эта горькая потеря, даёт ему покровительство небес.

Оба брата – богатыри. Если честно, то у меня и имя главного героя — Бахубали ассоциируется со словом «богатырь», мы ведь не всегда чисто произносим слог «бог», это иногда и «бох», в безударном варианте может промелькнуть и «бах»… И дословный перевод его имени (если верить Википедии») – сильнорукий. А кто такие богатыри в нашей родной традиции? Это люди, или же может полубоги, живущие среди людей и обладающие превосходящими обычные людские возможности качествами – силой, сноровкой, выносливостью. Кроме того, это воины. Помните решающий бой  Бахубали-сына и Бхаллаладевы? Типичные богатырски приёмчики – заколошматить своего соперника по колено в землю, помахаться гигантскими палицами, выдрать что-нибудь с корнем из земли и так далее.

Часть 5. Что было, что будет, чем сердце успокоится…

В процессе фильма мы становимся свидетелями метаморфозы главного героя — Бахубали-сына. Мы видим воплощение того,  что было заложено, но не реализовано в его отце — личностный рост от лучшего в близнечной паре богатыря, от огненного всадника к статусу единоличного правителя. Этот образ возможного, но не состоявшегося будущего можно прочитать в клипе с лебедями, когда Бахубали-отец везет принцессу Девасену в своё царство. Он должен был достигнуть положения Зевса — главного бога-олимпийца. В этом клипе, в этой надсказочной конструкции, он уже управляет небом — он повелитель туч, громов и молний, он заставляет корабль уже не плыть по реке, а парить в облаках. Но это лишь его предполагаемые возможности, которые заложены в нем. Он смог бы достичь этого статуса, если бы не удар в спину.

И лишь его сын, его прямое продолжение, преодолев все испытания, поразив своего главного врага, достиг статуса верховного бога-громовержца (Зевса, Перуна). Теперь он по праву занимает трон этой волшебной страны, этого своеобразного Олимпа. Он законный наследник, он воспитанник природных сил, он воин, отвоевавший свой трон и уничтоживший врагов. Золотая статуя земного царя разбита вдребезги, а с Небес на побежденного врага взирает лик нового Правителя – небесного Божества:

screenshot_1

09_symbol_4

Поменялась и структура власти. Нет больше Рожаницы с всадниками. Это был отголосок древнейших времён, времён матриархата, времен великой богини — всех рождающей и всех выкармливающей Матери-Земли, на службе у которой были всадники-богатыри.  Времена изменились. На смену Великой богине пришёл верховный правитель, Божество, Отец и защитник своего народа,  в окружении двух женщин – родной матери, положившей всю свою жизнь на служение ему, и девы, фанатично преданной им обоим. Образ, близкий сердцу не только индийского зрителя… Так ведь? И с груди Бахубали исчез символ огненного коня. Навсегда? Теперь это пройденный этап?

10_symbol_5

Я вот ещё что подумала… Про череду смертей. Бахубали-дед погиб незадолго до того, как его сын появился на свет. Потом Бахубали-отец сам погибает от рук Катаппы, во время рождения Бахубали-сына. Так вот. Все эти три героя, во-первых, абсолютно идентичны. О том, как выглядит Бахубали-дед мы знаем по портрету – и его сын, и его внук являются его ТОЧНЫМИ копиями. Во-вторых, все эти цари — они солнечные… Вот и на портрете мы видим атрибуты солнечного царя – золотая корона, меч с рукояткой в виде головы коня.

11_synbol_6

И вот здесь, из этих двух моментов, у меня возникает ассоциация с солнцем, его годовым циклом, с его ежегодным «умиранием» и «воскрешением». Каждый год приходит время, когда «старое» солнце «умирает», а потом рождается обновленное солнце-младенец, вновь набирающее свою солнечную силу. Надеюсь, создатели франшизы НЕ станут развивать эту идею, если решатся на Бахубали-3, сердце уже изболелось, глядя на их страдания, особенно на страдания женщин. Или хотя бы возьмут за основу фильма историю Бахубали-деда, раз он все равно УЖЕ умер… Хм… С другой стороны, Бахубали-сын уже преодолел статус «рядового» солнечного царя и достиг положения верховного божества, властелина неба. Так что его судьба с большой долей вероятности будет другой. Он всех победит!

Бахубали. История вторая. Покороче.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ

Часть 1. Водопад.

Структура этого фильма-сказки похожа на «матрёшку». В общее сказочное пространство вложено ещё одно, более сказочное пространство – территория за водопадом, на которой расположены царства Махишмати, Kunthala. А над ними, в небесах, еще одно, еще более сказочное пространство – незримый мир, куда уносятся наши герои во время музыкальных клипов…. Имена героев фильма подчёркивают их связь со сверхъестественным миром: ШИВАгами, БАХУБАЛИ, БХАллалаДЕВА, ДЕВАсена, ШИВуду, БидджалаДЕВА, БХАдра.

Тот волшебный мир, в котором будут происходить основные действия в фильме, показан нам сначала в виде карты, которая является своеобразным ключом к пониманию отдельных моментов:

01_symbol

Из нарисованной картинки мы попадаем в некую реальность. И первое, что мы видим – это водопад.

12_synbol_7

Это преграда, отделяющая мир людей от мира потустороннего – мира богатырей со сверхъестественными способностями, мира солнечных царей и других персонажей. Кроме того, это почти живое существо — он является одним из воспитателей Бахубали. Крутые, высокие горы, расщелины в скалах, все это делает путь в сказочную страну практически невозможным.

О том, что это граница между сверхъестественным и естественным мирами создатели фильма нам подсказывают еще и с помощью радуги, пару раз мелькающей в кадре. Радуга, этот небесный знак, во многих народных верованиях – это средство сообщения Неба и Земли, это граница или мост между мирами.

13_synbol_8

А  поднявшись на неприступный водопад, Бахубали видит перед собой заснеженные горы. Может это и есть тот самый Олимп — священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом?

Снег, который с удивлением перебирает в руке Бахубали, березки, появляющиеся в одном из кадров во время погони Бахубали за своей жар-птицей – Авантикой, санки, спасающие героев от погони… А вдруг эта та самая северная мифическая Гиперборея, куда время от времени отправляется сам Аполлон на своей колеснице?

Может быть. А может, и нет. И если пройти дальше, перейти заснеженные горы, то попадаешь в королевство Махишмати и в солнечный город – его столицу

Часть 2. Королевство Махишмати. Дворец солнечного царя.

Стены, колонны, пирамида из желтого камня, палящее солнце, лучи которого принизывают насквозь площади, улицы и дворцы. Минимум растительности, четкая геометрия архитектуры, много военных, блеск доспехов, блеск золота. Солярные символы повсюду – солнце и кони на щитах и снаряжении воинов, солнце и кони в декоративных орнаментах зданий, солнце и кони на развевающихся флагах. Солнце в украшениях правительницы – Шивагами. Если до дворцового переворота она носила обычные «женские» украшения, то после на пальце у нее перстень в виде солнца, а в ушах – «солнечные» серьги.

Как и главные герои фильма, это королевство также является собирательным образом. Это кадры из фильма:

14_synbol_9

15_synbol_10

А это реконструкция древнего Вавилона:

16_synbol_11

Это опять кадр из фильма:

17_synbol_12

А это пирамида Солнца в Мексике (город Теотиуакан) :

18_synbol_13

А это Махешвар, что означает «обитель Шивы» (Махеш — одно из имен Шивы) — город, который впервые упоминается в «Махабхарате» и «Рамаяне» и в те давние времена Махешвар носил имя … Махишмати:

19_synbol_14

Детали скольких древних и современных городов Индии и других стран сплели воедино создатели фильма?

А это Бхаллаладева примеряет на себя образ Аполлона, солнечного божества на своей колеснице:

20_synbol_15

Помните, сколько человеческих, земных усилий потребовалось для установки этой статуи? Хотелось, ох, как хотелось Бхалалладеве окончательно возвыситься над всеми жителями государства, но уже тогда, когда золотой болван наконец-то занял место на своем постаменте, уже тогда мерещился непутевому брату призрак истинного правителя, и в его воображении выросла еще более огромная статуя с лицом Бахубали.

Для сравнения — квадрига Аполлона на здании Большого театра в Москве:

21_synbol_16

Махишмати – это царство солнца, царство военной доблести.  Это царство мужчин.

Часть 3. Королевство Kunthala. Дворец Царевны Лебеди.

О том, что это будет страна-Лебедия, мы узнаем тоже с первых кадров фильма. Посмотрите на карту, вот он, этот лебедь, образ которого будет неоднократно на протяжении всего фильма.

9-2

Прекрасный дворец, ослепительный в своей белизне:

22_synbol_17

Пересмотрите сцены во дворе этого дворца – сколько там белоснежных лебедей!

23_synbol_18

Что рождается в душе зрителя при взгляде на него, что всплывает в памяти? Может прекрасный Тадж-Махал — усыпальница прекрасной Мумтаз? Или же белоснежные православные церкви, пропитанные любовью Богоматери к своему сыну и ко всем людям? А ведь весь фильм, вся эта история наполнена материнской любовью, материнским долгом, материнским страданием.

24_synbol_19

Или же где-то, в глубине подсознания маячит образ прекрасных европейских замков — хранителей легенд о Царевне Лебеди? Вот он, замок  Нойшванштайн (буквально: «Новый лебединый камень), очаровавший Петра нашего Ильича Чайковского. Именно здесь, как полагают историки, у него родился замысел балета «Лебединое озеро».

25_synbol_20

В фильме, кстати, есть кадры, очень похожие на эту фотографию замка Нойшванштайн. Это когда Бахубали с Катаппой, Девасеной и ее свитой подъезжают к дворцу королевства Kunthala. Долина среди гор, туман, видны башни дворца:

26_synbol_21

Девасена, будучи принцессой, соответствует Бахубали не только по статусу. Она не просто похожа на его названную матушку внешностью и сильным характером. Она ещё ровня ему по своей сказочной сущности. Девасена — собирательный образ. Она и Артемида с луком и стрелами, меткостью с ней не может сравниться никто, кроме Бахубали. Она и Царевна Лебедь, которую надо спасать от злодея-коршуна. Она и Леда, в которую влюбился Зевс-громовержец. Она и потенциальная Сарасвати, в ладони которой загорается розовый лотос. Она, как и Бахубали — сирота. А значит, ей, как и ему, помогают высшие силы.

Главные героини этого фильма  — и Шивагами, и Девасена, с точки зрения обычной, рядовой зрительницы несчастны, и, несмотря на их происхождение, почести и богатства, жизнь их жутка, но… Смысл их жизни вырисован как раз в служении народу своей страны, в жертвенности, в воспитании сыновей. В этой жизни для них не остаётся места простым житейским радостям, мирному семейному счастью. Интересно, из какого царства была привезена в королевство Махишмати юная принцесса Шивагами?

Бахубали. История третья. Еще короче.

ПРЕКРАСНАЯ АВАНТИКА

Царевна-Лебедь… Как же часто ее образ возникает в фильме… Наверное, это и есть та Муза, которая настигает врасплох поэтов, ведь они так и описывают ее – женщина в белых прекрасных одеждах, с крыльями за спиною… Или это белоснежные ангелы, защищающие нас от невзгод? И ведь это и одна из ипостасей Авантики, распахнувшей свои руки-крылья навстречу рвущемуся к своей судьбе Бахубали.

27_tamannah

Что хочется сказать про Авантику? Во-первых, она прекрасна! И больше всего она мне понравилась в «героических» сценах. Все-таки в роли «знойной женщины, мечты поэта» мы видим Таманну гораздо чаще. Этот ее «псевдоним» – «молочная красавица», он в полной мере описывает ее привычное амплуа – а) молочная, б) красавица. Соль, специи и подробности по вкусу. Здесь, разглядывая в отдельных сценах ее разгоряченное, гневное, страстное, ожесточенное, обиженное, растерянное, преданное лицо я испытывала удовольствие. Как же все-таки зависит актерская судьба от ярлыков! И какое же, я надеюсь, удовольствие для актеров хоть иногда вырваться из рамок некогда очерченного образа, каким бы прекрасным он не был!

28_tamannah_bhatia

И я понимаю разочарование Таманны, ведь ее героини так было мало во второй части фильма. И мне, также как и Нэйне, не хватило продолжения любовной линии Бахубали с Авантикой. Пусть и небольших, но все-таки парочка сцен могла бы украсить фильм и хоть немного разбавить все эти сражения и кровищу. А в чем секрет? На мой взгляд, дело в том, что Таманне не достался мифический, или как там его… мифологический персонаж… «Вышли мы все из народа», не богиня как Шивагами и Девасена. Но ведь именно она, ее образ, образ женщины-Лебедя, образ женщины-Жар-птицы послужил окончательным кирпичиком в становлении героя Бахубали-сына.

28_tamannah_in_baahubali

Бахубали был сыном солнечного царя, он был воспитанником сил природы, он был, в конце концов подкидышем!!!, но какой-то ВРОДЕ БЫ малости не хватало для… Для чего? Для того, чтобы допрыгнуть до очередной ветки, торчащей над струями водопада? Для того, чтобы залезть на самую высокую гору в округе? Нет… Инь и Ян… Мужчина и Женщина… Солнце и Луна… Недаром на лбу как Бахубали-отца, так и Бахубали-сына (да и у деда на портрете) так четко была вырисована тика в виде полумесяца – этого символического воплощения женской сущности. Они (Бахубали-отец и Бахубали-сын), будучи носителями крови династии солнечной царей, будучи сиротами, а значит и подопечными небес, черпали свои невероятные возможности в том числе и из женского начала – из своей собственной страстной любви к ним и из самоотверженной преданности любящих их женщин – матерей, жен, возлюбленных. Эта их жизненная ПОЛНОТА, она и давала им дополнительное преимущество в противостоянии с соперниками, с судьбой, с самими собой.

Сравните с Бхаллаладевой. Он ведь был готов полюбить Девасену, но, в силу обстоятельств, а самое главное – в силу своего собственного ограниченного и гнилого нутра, возненавидел ее. И даже эта ненависть, это страстное чувство, практически такое же сильное, как любовь, эта ненависть  к женщинам – к матери, к несостоявшейся жене, давала ему хотя бы ИЛЛЮЗИЮ полной жизни. Он потерял бы смысл жизни, исчезни Девасена из клетки под окнами его дворца! Чем закончилось для него это противостояние, мы знаем.

А вдруг будет продолжение? Какие линии нарисуют в судьбе Авантики создатели фильма?

Клипы с Авантикой – это настоящее украшение фильма.

  1. «Клип с бабочками». Картинки не вставляю, у меня по ним полнейший «перелимит»))). Кто смотрел, тот поймет))).

В этом клипе мы видим инициацию Бахубали-сына. (Фактически это еще один из вариантов сценария, реализованного также и в фильме «Жизнь не может быть скучной»).  Будучи, как уже говорилось, носителем крови династии солнечных царей, имея в числе воспитателей не только названных мать, отца, жрецов и односельчан, но и природные силы, он не мог ни преодолеть своей тяги к таинственному водопаду, макушки которого терялись где-то под самым небом, ни добраться до его манящей вершины. Бесчисленные и вроде бы бесплодные попытки стали уже притчей во языцех среди его соседей. И только маска, упавшая с небес, только женский образ, воплощенный в песчаном рисунке, дал герою силы, чтобы выдержать это испытание.

Бахубали в своем пути к вершине проходит через четыре основные стихии – вода, огонь, земля, воздух. Это не показано в клипе прямо, грубо, «в лоб». И отчасти здесь создатели фильма пошли по пути воздействия на зрителя через цветовые эффекты. Но проследить закономерность можно. Вода – сам водопад, кадров, где его струи с головы до ног омывают героя предостаточно. Огонь – кадры на фоне горящего заката, здесь нет пламени как такового, но Бахубали буквально купается в огненных всполохах заходящего солнца. Земля – герой «проваливается» в нутро горы, где переплелись зеленые ветви растений и корни деревьев. Воздух – вершина горы близка, она видна, на ее краю растет одинокое дерево, но к этой вершине нет даже узенькой тропинки, нет даже никаких выступов, за которые можно ухватиться, и все-таки преодолеть это расстояние. Единственный путь – воздух. Веревка, сплетенная из корней и ветвей деревьев. Стрела, пущенная из лука. Полет! Счастье от близости цели.

Вода-огонь-земля-небо. Испытание пройдено. Бахубали находится на пороге нового этапа в своей жизни. Перед ним волшебная страна, на право быть государем которой ему предстоит выдержать бой. И помогла ему в этом  женщина, встреча с которой пока так еще невероятна, но в то же время и так близка. Бахубали чувствует это всем нутром.

  1. Клип «Эдем».

Такой вот «стандартный Эдем» – райский сад, прекрасные цветы, облака клубятся не над головой, а под ногами, на небесах стало быть действие происходит, никого из людей больше нет, только Он и Она. Лебеди – символы небесной любви, и образ жар-птицы, преподнесенным нам, зрителям, как воплощение знака Инь и Ян – символ земной, страстной любви. Видите как? Тютелька в тютельку:

29_symbol_22

И вполне закономерно, что Бахубали и Авантика перешли к следующей ступени – чувственной любви. Бахубали, познав женщину, испытав воздействие как духовной, так и телесной любви, готов к новым испытаниям. И сама Авантика оживает. Вот она выходит из ряда прекрасных, но одинаковых и безжизненных каменных статуй. Бахубали стал настоящим Мужчиной, Авантика – Женщиной.

30_prabhas_tamannah

Бахубали. История четвертая. Совсем коротенькая.

ЛИХО ОДНОГЛАЗОЕ

31_monster

Я не знаю, как «дословно читается» сия одноглазая рожа индийским зрителем, но поскольку фильм явно изначально рассчитан на международный прокат, здесь использована вполне читаемая с помощью интернациональной уже рок и попкультуры картинка. Одноглазость, изображаемая в современной поп-культуре, символизирует культ Люцифера (он же Сатана, он же Падший Ангел). Вот яркий пример — Мерлин Менсон:

32_menson

И ведь Бхаллаладева перед гибель тоже стал одноглазым. Сразу понятно, куда он отправится – в преисподнюю!

33_rana

Плюс черепа. Тоже читаемый символ. Плюс чёрные дьявольские лица. То есть здесь в гости в королевство Махишмати пожаловали не просто недружественные дикари. Тут товарищи пострашнее. И посильнее. Гости из преисподней.

34_war

С другой стороны, наверное, здесь есть и некая отсылка к древнему противостоянию наступающих с севера ариев с коренными жителями территории — дравидами. Так сказать, собирательный образ битвы между высокоразвитыми цивилизациями и дикими племенами (Римляне – варвары, европейцы – туземцы).

35_baahubali_1_2

Как там сказал Редьярд Киплинг в своём программном для англосаксонской цивилизации стихотворении «Бремя белого человека»: неси, мол, белый человек, это тяжкое бремя, пошли своих лучших сыновей «на службу» к полудетям, получертям. Недоразвитые, опасные дикари — «Half-devil and half child». Такой вот замес.

Бахубали. История пятая. Последняя. Наконец-то!

А ВДРУГ У ФИЛЬМА БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ?

Помнится мне, что в одном из интервью режиссер фильма Раджмаули сказал, что история о Бахубали закончена, продолжения ждать не стоит. Но все-таки, вдруг звезды сложатся настолько удачно, что создатели фильма изменят свое решение и порадуют нас продолжением этой киноэпопеи? Что может ожидать нас в таком случае?

Мне кажется, что основных вариантов для сюжета два. Первый – полноценно рассказать о прошлом династии королевства Махишмати. И тогда мы узнаем о том, как на троне оказался Бахубали-дед, кем была его жена, из какого царства привезли в Махишмати юную Шивагами. Но, если идти по этому пути, то, наверное, сценарий будет слишком предсказуем, ведь мы уже знаем о том, что королевская чета должна умереть. Мне думается, что если дело дойдет до третьей серии, то эти моменты обязательно будут включены в сюжет нового фильма, но лишь как связующие элементы между частями эпоса. А сам фильм будет строиться все-таки по второму варианту, в котором основной упор будет делаться на дальнейшие приключения Бахубали-сына и других как знакомых нам, так и новых персонажей.

Бахубали. Продолжит свой славный путь. Теперь он еще более силен, нежели раньше. Он находится не просто в статусе победителя своих врагов. Он совершил еще и внутреннее перевоплощение. Он поднялся еще на одну ступеньку вверх в сказочной иерархии. Так кто же в его дальнейшей судьбе сможет составить ему достойную пару для поединка? Что за битвы должны разыграться, масштаб которых затмит предыдущие приключения героя?

Мое предположение. Это будут какие-то сверхъестественные существа. Вот у Проппа, например, огромная часть книги посвящена всяким змиям. А что? Чем не сюжет? Драконы, Змеи-Горынычи, морские гидры… Все, что угодно. Все, на что хватит фантазии сценаристов, мастерства компьютерщиков и финансовых средств индустрии.

Еще, как мне кажется, очень эффектный вариант противоборства – какая-нибудь могущественная волшебница. Прекрасная и ужасная ведьма, олицетворение мистической, разрушительной женской красоты, а заодно подлости, коварства и ревности. А-ля Малефисента. Очень сильная и очень страстная. Мега-женщина против мега-мужчины.

И ещё, я надеюсь, что Бахубали, достигнув к концу второй серии статуса верховного правителя, владыки небес, не пустится в третьей серии во все тяжкие, оплодотворяя бесчисленный ряд богинь и простых смертных женщин в соответствии со всякими там древнегреческо-мифологическими традициями)))). То, что место действия фильма — Индия, пусть и сказочная, дает ведь надежду на то, что герой будет держать себя в рамках приличий?)))

Катаппа. Верный раб, практически недочеловек, не имеющий своей собственной воли, пёс. Волшебный помощник по классификации Проппа. Помните, какой масти у него был конь? Белый с коричневым. Чем не Сивка-Бурка? Сивый – светлый, почти белый; бурый – коричневый. На одном сайте, где общаются «лошадники» я «подслушала» разговор, в котором специалисты шутки ради пытались разобраться, какая масть могла быть у этого сказочного коня из наших народных сказок. Сошлись на том, что этот конь будет рыжевато-коричневым с седыми волосками, про пятнистых коней разговор не зашел. Да и в иллюстрациях к нашим русским сказкам сплошь коричневые кони. Но мне вот вариант, который мы видим в этом фильме, тоже очень нравится.

Что может быть в новом фильме с Катаппой? Он будет так же верно служить своему Бахубали. Но я очень надеюсь, что и в его жизни тоже будут изменения. Я надеюсь, что испытания, которые готовит ему судьба, заставят его выйти из этого статуса раба, с него снимут рабский металлический ошейник. Но это должна быть прежде всего внутренняя трансформация героя. И мне кажется, что у него УЖЕ был шанс стать «настоящим человеком». Помните, Девасена попросила его стать для её новорожденного сына дедом, перерезать пуповину при родах? Я думаю, что участие в столь сильном обряде было бы настолько мощным потрясением для старого вояки, что его нутро не смогло бы не измениться. Но в той истории все сложилось по-другому. В том момент, когда он ближе всего подошел к своему личному освобождению, освобождению от САМОГО СЕБЯ, от своей даже не человеческой, а рабской, звериной преданности, именно в тот момент эта его рабская преданность и заставила его совершить жуткое преступление, жуткую подлость, еще раз утвердив его в статусе законного обладателя ошейника. А вдруг создатели фильма решатся вывести его из этого состояния? Какие испытания ему придется перенести? Может это будет какой-то позитивный, радостный момент, и он все же станет названным дедом младенца из династии солнечных царей? А может ему придется практически умереть в какой-то битве, спасая своих подопечных, для того, чтобы «воскреснуть» новой личностью?

Девасена. Мать верховного правителя. Мудрая, сильная, несломленная. Во время путешествий своего сына замещает его во дворце, борясь с неизбежными заговорами и интригами, а также неурожаями, пожарами и прочими хозяйственными неурядицами. Наверное, в чем-то это будет продолжение образа Шивагами.

Бидджаладева. Этот дедок будет по-прежнему строить козни. Что же, зря его в живых что-ли оставили?

Авантика. Тут, как мне кажется, всё будет не просто. Мы ничего не знаем о ее происхождении. Дело в том, что Бахубали и без того все-таки повыше ее статусом был, а теперь и вообще на недосягаемой высоте оказался. Сделают ли создатели фильма спутницей жизни такого персонажа «девушку из народа»? Тем более, что если такой лакомый кусочек сценария, как любовные метания героев, получается будет уже «отработан»? Мне думается, что судьба этой героини зависит самое главное от того, насколько создатели фильма захотят видеть в продолжении Таманну. Если они решат делать продолжение фильма с этой актрисой, то у ее героини может оказаться весьма неплохая родословная)))). Тем более, что имя героини – Авантика, взято наверняка с прицелом на дальнейшее возможное развитие её образа. Информация из англоязычной Википедии:

Avanti Аванти (санскрит: अवन्ति) было древним Индийский царством… Согласно Буддийскому тексту…, Аванти было одним из шестнадцати великих царств 6-го века до нашей эры. Это царство было разделено на две части: Виндхьяс, северная часть была его столицей в Уджайини и южная часть была его центром в Махишмати

Вот такие дела…Вот такая девушка… С потенциалом))).

Если родословная не спасёт, то с девушкой могут произойти метаморфозы по ходу истории. Какие-нибудь рисковые ситуации – похищение змеем, злой волшебницей. Нахождение на границе жизни и смерти – отравленное яблоко, падение в какое-нибудь ущелье… Возрождение в новом статусе – прекрасной царевишны. Или же наоборот, будет сделан упор на то, что всякими феями и нимфами Бахубали пытались соблазнить, а он остался верен своей первой любви, любви к простой девушке.

Если же создатели фильма захотят заменить Таманну на какую-нибудь новую мордашку, то, увы, нашим сердцам придется обливаться кровью. Уж сценаристы постараются так живописать эту утрату, что мало не покажется. Бахубали по сюжету будет мстить, что придаст еще больше ярости его образу. А по пути может возникнуть образ еще одной прекрасной девы, в роли которой будет задействована очередная кассовая «звездочка» киноиндустрии,  которая поможет герою пережить боль утраты.

Интересно, изменится ли государственная символика королевства Махишмати, или же кони-близнецы останутся на флагах этой волшебной страны в память о славных событиях? Предположим, что создатели фильма захотят внести коррективы, ведь все-таки непутевый близнец Бхаллаладева, заработав предварительно одноглазость, отправился в преисподнюю. Что может получиться?

Трон-пирамида теперь занят. Два коня-богатыря + правитель-мужчина слишком взрывоопасная конструкция, разнесут все в щепки.

Два коня-богатыря + правительница-женщина — устаревшая конструкция. Государство живёт на военном положении — то дикари из преисподней лезут, то недружественные соседи в гости напрашиваются, внутренние интриги и заговоры тоже никто не отменял.

Теоретически символ может быть также основан на трёх фигурах, но на той комбинации, которую нам показали в конце второго фильма. Две женщины — мать и жена (или дева). Они могут быть изображены в виде какого-нибудь стилизованного растительного орнамента (ростки, деревца, веточки, цветочки). А может птицы. Плюс верховный единоличный правитель. Может в символику проникнет какой-нибудь особенный и понятный для зрителя знак бога-громовержца – молния, что мне приходит самое первое на ум. Может эту вожделенную золотую корону, из-за которой и разгорелись страсти в первых двух частях фильма,  сделают основой для символа. Кстати, в русскую крестьянскую вышивку в XVII—XVIII вв проникло изображение двуглавого орла. И ровно на то место, которое занимала фигура женщины-Рожаницы.

Наверное, стоит уже заканчивать. Фильм, конечно, феерический. Первое фэнтези, которое я посмотрела с удовольствием и интересом. Краски, колорит, актеры, сюжет! Как я уже писала, после просмотра фильма фразу «Да… «Властелин колец» отдыхает…» мой муж повторил раза 4-5. А я сидела в позе и со взглядом Кисы Воробьянинова и изрекала его знаменитое «Да уж…». Создатели фильма, спасибо вам за такую прекрасную сказку! И очень хочется продолжения! Чем не вариант для бесконечной индийской «Бондианы» или «Звездных войн»? Да и нам в России не мешало бы создать такой масштабный эпос!

Ох, пожалуй, всё. Есть герои, которые дочитали все это до конца?)))))))

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

35 thoughts on “Bahubali 2: The Conclusion / Бахубали: Рождение легенды (2017) Рецензия Энди

  • Энди
    7 ноября, 2017 в 18:21
    Permalink

    Аляска написал(а):

    Не одолела, остановилась на первой части…. Может надо было разбить на несколько статей..?

    0

    Так и было задумано, и, в принципе, сделано. Поэтому текст разбит на «истории». Но выложено все сразу, одной статьёй. Просто, если тематика неинтересна, то и читаться такой текст не будет…

    8+
  • Аляска
    7 ноября, 2017 в 17:19
    Permalink

    Не одолела, остановилась на первой части…. Может надо было разбить на несколько статей..?

    0
  • Энди
    1 ноября, 2017 в 18:43
    Permalink

    Pol написал(а):

    … Но когда я увидел Настеньку, летящую на ладье…

    +
    Pol написал(а):

    … которую тянули по небу на ниточках…

    +
    Pol написал(а):

    … пятерка лебедей…

    Ухаха!!! :mrgreen:

    26+
  • Pol
    1 ноября, 2017 в 18:04
    Permalink

    Нэйна , может с тобой случалось, когда бываешь вынужден что-то смотреть по ТВ. Из всего, что шло этот шедевр был самым интересным. Но когда я увидел Настеньку, летящую на ладье, которую тянули по небу на ниточках пятерка лебедей…

    20+
  • Нэйна
    1 ноября, 2017 в 16:01
    Permalink

    Pol , «Случайно смотрел сегодня мультик» — это как???? Прелесть!?

    22+
  • Энди
    1 ноября, 2017 в 14:10
    Permalink

    Энди написал(а):

    Julie_Agra написал(а):


    Но аналогии «Красавица и чудовище» во время просмотра трейлера, конечно, возникают.

    Я изображений не видела, но в принципе, что тут противоречивого?))) Как художник в определённое время «видел» это Чудовище, так и рисовал))) Нынче вот Дисней «правит балом», на все страны и континенты вещает свои трактовки символики. И сейчас разумеется не будет копий образа, будут лишь какие-то отголоски, но даже при определённом перечне различий все равно ассоциации возникают.

    1+

    А Шахид в той сцене, где ему шлем на голову одевают — вылитый Руслан из «Руслана и Людмилы»))))

    16+
  • Энди
    1 ноября, 2017 в 13:52
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Энди написал(а):

    Ранбир ведь вылитое Чудовище из всех этих сказок («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек»), именно так это Чудовище в современных экранизациях и изображают — нечесаная грива волос, сутулость, звериная мимика, лохматая шкура на плечах. У меня прямо сразу же ассоциации пошли. А когда показали, как его несут с цветком розовым в руках (лотос?, не разглядела), то окончательно убедилась, что да, не совпадение, а именно соответствие.

    Тут, кстати, есть куда поспорить:))) В частности и о том, как изображалось Чудовище, скажем, в додиснеевскую эпоху. В некоторых иллюстрациях 19 века он изображается кабаном. Иногда — медведем. Встречалась картинка — некая помесь бобра и моржа. В начале 20 века образ стал ближе ко льву. И так далее… А если брать современные экранизации, то напротив — очень элегантен, взять тот же Дисней.
    Но аналогии «Красавица и чудовище» во время просмотра трейлера, конечно, возникают. Однако Ранвир чудовищно магнетичен, как по мне:)) Как раз тот плохиш, который привлекает девочек.

    Я изображений не видела, но в принципе, что тут противоречивого?))) Как художник в определённое время «видел» это Чудовище, так и рисовал))) Нынче вот Дисней «правит балом», на все страны и континенты вещает свои трактовки символики. И сейчас разумеется не будет копий образа, будут лишь какие-то отголоски, но даже при определённом перечне различий все равно ассоциации возникают.

    19+
  • Julie_Agra
    1 ноября, 2017 в 13:47
    Permalink

    Энди написал(а):

    Ранбир ведь вылитое Чудовище из всех этих сказок («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек»), именно так это Чудовище в современных экранизациях и изображают — нечесаная грива волос, сутулость, звериная мимика, лохматая шкура на плечах. У меня прямо сразу же ассоциации пошли. А когда показали, как его несут с цветком розовым в руках (лотос?, не разглядела), то окончательно убедилась, что да, не совпадение, а именно соответствие.

    Тут, кстати, есть куда поспорить:))) В частности и о том, как изображалось Чудовище, скажем, в додиснеевскую эпоху. В некоторых иллюстрациях 19 века он изображается кабаном. Иногда — медведем. Встречалась картинка — некая помесь бобра и моржа. В начале 20 века образ стал ближе ко льву. И так далее… А если брать современные экранизации, то напротив — очень элегантен, взять тот же Дисней.
    Но аналогии «Красавица и чудовище» во время просмотра трейлера, конечно, возникают. Однако Ранвир чудовищно магнетичен, как по мне:)) Как раз тот плохиш, который привлекает девочек.

    23+
  • Энди
    1 ноября, 2017 в 13:33
    Permalink

    Pol написал(а):

    Нэйна, Энди написал(а):

    Много пищи для размышлений

    Случайно смотрел сегодня наш мультик «Аленький цветочек». Много думал… Откуда там все это?

    1+

    Как в «Брильянтовой руке» — «Оттуда!»)))))))

    Кстати, аленький цветочек… Трейлер «Падмавати» наверное ведь все смотрели. Ранбир ведь вылитое Чудовище из всех этих сказок («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек»), именно так это Чудовище в современных экранизациях и изображают — нечесаная грива волос, сутулость, звериная мимика, лохматая шкура на плечах. У меня прямо сразу же ассоциации пошли. А когда показали, как его несут с цветком розовым в руках (лотос?, не разглядела), то окончательно убедилась, что да, не совпадение, а именно соответствие.

    Все эти истории мигрируют, все эти сюжеты по новому пересказываются, все эти символы в очередной раз перерисовываются…

    20+
  • Энди
    1 ноября, 2017 в 13:26
    Permalink

    Нэйна написал(а):

    Энди , охи, мне понадобилось время, (которого нет), чтобы прочитать и осмыслить))) Эпохально. Классно. Необычно. Интригующе. Много пищи для размышлений. Энди, как я уже говорила, ты видишь то, чего не видят другие, и это здорово! Кстати, я обеими руками ЗА все предложения — Великий воин, «медицинские статьи» Энди, ты молодец. Правда. Я тобой горжусь

    ????? спасибо на добром слове!)))
    А ещё спасибо за то, что сподвигла меня на просмотр и на анализ этого фильма! По большому счёту именно ты и послужила для меня музой)))
    И мне на самом деле было очень интересно им заняться, и ещё было очень удивительно насколько все же переплетены какие-то моменты мировоззрения и их воплощения в текстах, изображениях казалось бы разных цивилизаций.

    И я надеюсь на то, что Милавина порадует нас медицинскими статьями. Я не понаслышке знакома с чувством юмора медиков, это что-то, да и Милавина тому подтверждение)))))

    21+
  • Pol
    1 ноября, 2017 в 13:22
    Permalink

    Нэйна, Энди написал(а):

    Много пищи для размышлений

    Случайно смотрел сегодня наш мультик «Аленький цветочек». Много думал… Откуда там все это?

    22+
  • Нэйна
    1 ноября, 2017 в 12:04
    Permalink

    Энди , охи, мне понадобилось время, (которого нет), чтобы прочитать и осмыслить))) Эпохально. Классно. Необычно. Интригующе. Много пищи для размышлений. Энди, как я уже говорила, ты видишь то, чего не видят другие, и это здорово! Кстати, я обеими руками ЗА все предложения — Великий воин, «медицинские статьи»???? Энди, ты молодец. Правда. Я тобой горжусь?

    15+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 17:12
    Permalink

    Milavina написал(а):

    Энди , Да про двойняшек у них не просто тяготеет душа и сценарий пухнет,тут уже ощущение,что Индия впереди планеты всей по статистике проживания в ней не только двойняшек,но и не биологических близнецов(эт я про тех,что оооочень друг на друга похожи).

    О чем и речь! Я всегда к этому относилась как к варианту «комедии положений», а тут может быть помимо этого ещё и философия…)))) мифология…

    25+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 17:09
    Permalink

    Milavina написал(а):

    Энди написал(а):

    Кстати, прекрасная тема для статьи!!! Без шуток!))) а с твоим-то чувством юмора это будет вообще бомба! Уже предвкушаю!))) Дерзнешь?))))

    можно было бы попробовать,только фильмы и героев всех бы вспомнить надо.

    Их, подобных фильмов и героев, так много, что наверное получится не одна статья, а серия статей))) по диагнозам, например )))
    Ура!!! Уже жду!!!

    16+
  • Milavina
    31 октября, 2017 в 17:08
    Permalink

    Энди , Да про двойняшек у них не просто тяготеет душа и сценарий пухнет,тут уже ощущение,что Индия впереди планеты всей по статистике проживания в ней не только двойняшек,но и не биологических близнецов(эт я про тех,что оооочень друг на друга похожи).

    18+
  • Milavina
    31 октября, 2017 в 17:06
    Permalink

    Энди написал(а):

    Кстати, прекрасная тема для статьи!!! Без шуток!))) а с твоим-то чувством юмора это будет вообще бомба! Уже предвкушаю!))) Дерзнешь?))))

    😀 можно было бы попробовать,только фильмы и героев всех бы вспомнить надо.

    20+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 16:25
    Permalink

    Milavina написал(а):

    …от зашитых в живот часов не то что перитонит должен начаться,они элементарно ПЕТЬ НЕ ДОЛЖНЫ!!!!!….

    laugh Однозначно!!! laugh laugh laugh :mrgreen:

    22+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 16:22
    Permalink

    Я вот еще что про «близнечные мифы» подумала. Ведь индийский кинематограф вообще к этому сюжету слабость питает, у них этот мотив часто обыгрывается, иногда в виде фильмов про двойников.
    Те же Зита и Гита — из разряда хороших близнецов-противоположностей. В «Доне» двойники «добро-зло». «Беспечные близнецы» ни в одном варианте не смотрела, но судя по всему это тоже «хорошие противоположности». У Шаха ещё «Двойник» есть тоже «добро-зло». Ещё с Нехой Дхупией «Тайную страсть» я смотрела, у неё там Сиа и Рия, опять же, «добро-зло». С Сурьей «Самый красивый», там двойная роль и у него, и у его Джотики… там посложнее закручено… То есть снова и снова прокручивается сюжет о целостности и одновременной двойственности нашего мира — единого, но состоящего из многих противоположностей… Простите за высокопарность)))))

    12+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 15:44
    Permalink

    Milavina написал(а):

    да,индийское кино конечно идет отдельной категорией в плане медицинских казусов,а уж про волшебные исцеления я лучше промолчу,а то потом меня уже будет не остановить

    Кстати, прекрасная тема для статьи!!! Без шуток!))) а с твоим-то чувством юмора это будет вообще бомба! Уже предвкушаю!))) Дерзнешь?))))

    А я вот ещё что думаю про все эти медицинские моменты в индийских фильмах помноженные на их традицию переносить в современное кино сказочные, религиозные, мифические сюжеты. Наверное (или даже наверняка) в некоторых случаях это такая попытка передать какие-то смыслы не из реальной жизни, а из какой-то «мифологии». Например, вырвал Кащей сердце у Ивана Царевича, а потом серый волк его нашёл, обратно засунул, мертвой водой полил, потом живой, и ожил Иван Царевич, и пошёл дальше биться со всеми да жениться. И при попытке описать подобные действия, которые должны произойти в наши дни в реальном, несказочном вроде бы сюжете (злодей покалечил главного героя, а подвернувшийся под руку медик его быстро так залатал, и пошёл этот главный герой дальше биться да жениться) и получаются такие замысловатые медицинские манипуляции :mrgreen: , повергающие в шок и трепет настоящих медиков)))
    Или там переливание крови несовместимыми с жизнью методами… Это такая ситуация, которая на физическом уровне иллюстрирует что-то типа «мы с тобой одной крови, ты и я!»…

    20+
  • Milavina
    31 октября, 2017 в 11:48
    Permalink

    Энди написал(а):

    Milavina написал(а):

    Энди написал(а):

    трепанацию черепа на пеньке не делают, а если делают, то совершенно не так и не такими инструментами, то после драки действительно герой должен скончаться, а не к бабе лезть)))) Короче, те ещё зрители!)))) ты только от сюжета так весь размяк, а они диагнозы всем уже ставят)))

    вот-вот,так и я….то цепями по морде прошлись «слабовато» ,то от зашитых в живот часов не то что перитонит должен начаться,они элементарно ПЕТЬ НЕ ДОЛЖНЫ!!!!! А это верно,не нужно зарекаться,вдруг навеет

    0

    Часы в животе это Акшай с Кариной?))) Это даже для меня, «немедика», как меня с нисхождением))) называют мои родственники-медики, сильновато…

    2+

    😀 да,индийское кино конечно идет отдельной категорией в плане медицинских казусов,а уж про волшебные исцеления я лучше промолчу,а то потом меня уже будет не остановить smile

    19+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 11:15
    Permalink

    Milavina написал(а):

    Энди написал(а):

    трепанацию черепа на пеньке не делают, а если делают, то совершенно не так и не такими инструментами, то после драки действительно герой должен скончаться, а не к бабе лезть)))) Короче, те ещё зрители!)))) ты только от сюжета так весь размяк, а они диагнозы всем уже ставят)))

    вот-вот,так и я….то цепями по морде прошлись «слабовато» ,то от зашитых в живот часов не то что перитонит должен начаться,они элементарно ПЕТЬ НЕ ДОЛЖНЫ!!!!! А это верно,не нужно зарекаться,вдруг навеет

    0

    Часы в животе это Акшай с Кариной?))) Это даже для меня, «немедика», как меня с нисхождением))) называют мои родственники-медики, сильновато… :mrgreen:

    19+
  • Milavina
    31 октября, 2017 в 11:09
    Permalink

    Энди написал(а):

    трепанацию черепа на пеньке не делают, а если делают, то совершенно не так и не такими инструментами, то после драки действительно герой должен скончаться, а не к бабе лезть)))) Короче, те ещё зрители!)))) ты только от сюжета так весь размяк, а они диагнозы всем уже ставят)))

    😀 вот-вот,так и я….то цепями по морде прошлись «слабовато» ,то от зашитых в живот часов не то что перитонит должен начаться,они элементарно ПЕТЬ НЕ ДОЛЖНЫ!!!!! А это верно,не нужно зарекаться,вдруг навеет smile

    18+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 10:43
    Permalink

    Milavina написал(а):


    Ну вот просто слов нет моя стезя хирургия и гинекология,получается с точностью наоборот,в жизни внимательна,собрана и без эмоциональна,а вот в быту,элементарно пуговицу пришить проблематично руки трясутся!Но вот в фильмах у меня отлично драки на оценку идут,кто от какого удара должен упасть,умереть,либо срочно к врачу бежать поэтому видать на остальное внимание не заостряется.
    ….

    О-о, врач!!!))) Знамо дело!))) у меня и среди ближайших родных врачи, и среди окружения. С ними фильмы смотреть тоже своеобразный опыт, то видите ли трепанацию черепа на пеньке не делают, а если делают, то совершенно не так и не такими инструментами, то после драки действительно герой должен скончаться, а не к бабе лезть)))) Короче, те ещё зрители!)))) laugh ты только от сюжета так весь размяк, а они диагнозы всем уже ставят)))

    Не обещаю насчёт «Великого воина», но и не зарекаюсь. А вдруг?)))

    11+
  • Milavina
    31 октября, 2017 в 08:09
    Permalink

    Энди написал(а):

    По профессии я банковский служащий с соответствующим образованием — «Финансы и кредит»)))). Тут, кстати, видимо сказывается сформировавшаяся склонность к структурированию информации, ну и наверное внимательность. Хотя по жизни я довольно-таки рассеянный человек))) И ещё было у меня тут занятие «по интересу», жизнь так складывалась, что были два периода, когда я занималась преподаванием, наверное тоже наложилось.

    Ну вот просто слов нет smile моя стезя хирургия и гинекология,получается с точностью наоборот,в жизни внимательна,собрана и без эмоциональна,а вот в быту,элементарно пуговицу пришить проблематично smile руки трясутся!Но вот в фильмах у меня отлично драки на оценку идут,кто от какого удара должен упасть,умереть,либо срочно к врачу бежать 😀 поэтому видать на остальное внимание не заостряется.Еще раз спасибо за интересный обзор smile хотелось бы что бы фильм «Великий воин» ты так же посмотрела,правда первая часть затянута(ну может мне так показалось) а в остальном фильм очень зрелищный.Там статуя Шивы,по моему та же,что и в Бахубали.В общем если будет время,посмотри,мне интересно узнать какое видение там будет у тебя.А разобрать там тоже можно много чего smile тоже хочу пересмотреть.

    22+
  • Энди
    31 октября, 2017 в 00:02
    Permalink

    Anita написал(а):

    … вот эта нечисть, которая на них шла в первой серии — это чистые же урукхаи из того же Властелина колец.

    Глянула на ентих урукхаев… Ну так индийские посимпатишнее будут, милашки прямо-таки)))) Там уж совсем страшнючие и вурдалачные. А здесь скорее дикари с африканским уклоном))) Но сама концепция чёрных и страшных орд да, подходит…

    22+
  • Энди
    30 октября, 2017 в 23:40
    Permalink

    Anita написал(а):

    на Проппа меня в институте когда-то учили, так что его я вижу, причем примерно в 90% индийских фильмовsmile

    )))) ну, хоть не я одна его вижу)))) это же прекрасно!))) И да, его (Проппа) очень много)))

    Anita написал(а):


    про близнечный миф как-то вскользь подумала, но сил ментальных в тот момент не было додумать до конца, круто, что вы его дожали.

    Спасибо на добром слове)))

    Anita написал(а):


    я сама обычно лучше картинки опознаю. вот эта нечисть, которая на них шла в первой серии — это чистые же урукхаи из того же Властелина колец. а Вавилон у них из Голливуда одолжен, имхо, а не из исторических книг — не знаю, видали ли они «Нетерпимость», немое кино сейчас мало кто смотрит, но уж «Александра» Стоуна точно видели и в паре мест явно цитируютsmile

    А я вот Голливуд современный практически не смотрю (про кольцо, правда, смотрела один фильм точно, но скорее всего, что два, но давно), поэтому не могу даже сориентироваться кто и откуда, и что цитировал. Если честно, то мне этот весь «Вавилон» давал просто жуткие ассоциации с … Третьим Рейхом… Мда…
    Думаю, что да, индийские кинематографисты держат «руку на пульсе» и «подмечают», так сказать, все, что им может пригодиться))) Но и Голливуд же не на необитаемом острове находится, а в том же информационном пространстве, все эти сказки-легенды, литература-кино, религия, символика. Только у них уровень изучения и воплощения этого всего повыше.

    21+
  • Anita
    30 октября, 2017 в 23:02
    Permalink

    на Проппа меня в институте когда-то учили, так что его я вижу, причем примерно в 90% индийских фильмовsmile про близнечный миф как-то вскользь подумала, но сил ментальных в тот момент не было додумать до конца, круто, что вы его дожали.
    я сама обычно лучше картинки опознаю. вот эта нечисть, которая на них шла в первой серии — это чистые же урукхаи из того же Властелина колец. а Вавилон у них из Голливуда одолжен, имхо, а не из исторических книг — не знаю, видали ли они «Нетерпимость», немое кино сейчас мало кто смотрит, но уж «Александра» Стоуна точно видели и в паре мест явно цитируютsmile

    10+
  • Энди
    30 октября, 2017 в 22:12
    Permalink

    Milavina написал(а):

    Энди,я в шоке валяюсь!!!Обалдеть просто,зачиталась!!!Даже представить не могу кто ты у нас по профессии наверное какой нибудь филолог или (господи,как называется спец по древней руси и греческим эпосам?) я аж все в раз по забывала,сижу тут с двумя высшими,но чувствую себя такой тупой,не передать словами и главное,КАК и ГДЕ ты все это увидела???Я фильм пересмотрела уже раз 10,но вот такие сравнения даже близко не проходили.Это здорово,что ты человек с таким широким кругозором и таким вниманием,и конечно знанием и зрением супер конечно!!!!Потрясающий обзор!!!!

    ??? спасибо на добром слове!))))
    По профессии я банковский служащий с соответствующим образованием — «Финансы и кредит»)))). Тут, кстати, видимо сказывается сформировавшаяся склонность к структурированию информации, ну и наверное внимательность. Хотя по жизни я довольно-таки рассеянный человек))) И ещё было у меня тут занятие «по интересу», жизнь так складывалась, что были два периода, когда я занималась преподаванием, наверное тоже наложилось. Ну и семья читающая, всегда у всех книги, альбомы по искусству. А сейчас просто читаю. Не то, чтобы много, просто видимо какой-то минимум внутри накопился, вот и пошла обратка))) Ну и смотрю (но меньше, мне читать проще) по интересу. А ещё детям много сказок читала))))) А потом Пропп под руку попался :mrgreen:

    22+
  • Milavina
    30 октября, 2017 в 21:49
    Permalink

    Энди,я в шоке валяюсь!!!Обалдеть просто,зачиталась!!!Даже представить не могу кто ты у нас по профессии smile наверное какой нибудь филолог или (господи,как называется спец по древней руси и греческим эпосам?) я аж все в раз по забывала,сижу тут с двумя высшими,но чувствую себя такой тупой,не передать словами 😀 и главное,КАК и ГДЕ ты все это увидела???Я фильм пересмотрела уже раз 10,но вот такие сравнения даже близко не проходили.Это здорово,что ты человек с таким широким кругозором и таким вниманием,и конечно знанием и зрением smile супер конечно!!!!Потрясающий обзор!!!!

    14+
  • Энди
    30 октября, 2017 в 15:17
    Permalink

    Pol написал(а):

    Энди написал(а):

    Но… очень хотелось попытаться описать то, что лежит под первым слоем фильма. А лежит там многое.

    И Вам это удается! Вас увлекательно читать. Ваше внимание к нюансам с точки зрения соприкосновения культур, истории просто поразительно.

    1+

    Да, совершенно верно. Нюансы… соприкосновение… Но, кстати, в этом фильме многое читается прямо-таки с лету, просто создатели фильма, не жадничая, щедро так пихали коней, солнышки, лебедей чуть ли не в каждый кадр. А ещё буйволиц, быков, но вот для них мне бы уже действительно по второму кругу надо фильм смотреть, а он и без того у меня кучу сил забрал))) (хотя основная идея с ними тоже легко читается, просто подробности и картинки надо все равно ещё на раз проанализировать)
    И ещё. Если человек никогда не задумывался о каких-то соответствиях, похожестях каких-то сюжетов, картинок, идей, то подобная информация ему покажется а)бредовой, б)кощунственной, в) бредовой и кощунственной. Но вот если этот фильм начнёт смотреть, например, мастер-резчик по дереву, который занимается изготовлением наличников в русском стиле и который через раз для своих клиентов воплощает очередных парных коней, лебедей, кружочки-солнышки, тётенек-рожаниц, и который уж и начитан про них выше крыши, и видел многие аналоги в других культурах (а их масса!!!), то он наверное сразу же выхватит своим взглядом этих индийских близнечных коников, охнет и подумает, ну вот, опять вы тут, родимые… То же самое может увидеть и изготовитель каких-нибудь амулетов в скандинавском стиле. А какая-нибудь молодая мамочка, только что прочитавшая мифы Древней Греции своему дитятке, задумается, что же все-таки знакомое она только что увидела в индийском фильме. И так далее… Если же все в новинку, то да, «Неле-е-епо, смешно, безрассудно, безумно…» и далее по тексту…

    31+
  • Pol
    30 октября, 2017 в 14:57
    Permalink

    Энди написал(а):

    Но… очень хотелось попытаться описать то, что лежит под первым слоем фильма. А лежит там многое.

    И Вам это удается! Вас увлекательно читать. Ваше внимание к нюансам с точки зрения соприкосновения культур, истории просто поразительно.

    10+
  • Энди
    30 октября, 2017 в 12:14
    Permalink

    Julie_Agra написал(а):

    Когда я читаю статьи Энди, снова чувствую себя такой глупенькой первокурсницей на лекциях по древнерусской литературе. Даже комментить боязно — а ну как затребует сдать конспект или даже зачёт:))))))))
    Фильм осилить не смогла, не моё. Но перед трудом преклоняюсь.

    1+

    Спасибо за комплимент))) И ничего я не затребую))) я добрая)))
    И вообще, чем больше начинаешь интересоваться такой тематикой, тем больше понимаешь ее …бездонность))) Так что, если есть желание найти несостыковку, недочёт, отличия, неверную формулировку, то это очень просто…)))
    Для меня же интереснее увидеть какие-то закономерности. И вот когда какую-то закомерность для себя выцепишь из общего вороха казалось бы несвязанной информации (в том виде, какой эта закономерность может вообще быть в этом шатком поле), то какие-то вещи уже становятся очевидными. Даже если их сложно обьяснить.
    Вот, например, ДО просмотра фильма я видела только клип с лебедями и облачными лошадками. Ничего из сюжета я не знала вообще. Вообще. Но то, что Девасена — это царевна Лебедь поняла. И вот включаем фильм. Тут же государственные символы волшебных царств. Один — кони, ну я сразу понимаю, что это будет Солнце, плюс близнецы и я понимаю, какую статью мне надо перечитать, чтобы освежить в голове все эти близнечные навороты. А второй — лебедь. Не цветочек, не другая птичка, не орнамент какой-то, а четкий и понятный лебедь. Потом, когда они к дворцу подъехали я уже никак не была удивлена тем, что он весь белый и с кучей огромных лебедей во дворе.
    Возвращаюсь к клипу. Из клипа уже понятно, что герой теоретически имеет задатки Зевса, Перуна, громовержца, властителя неба. Смотрю фильм, а там все солнце да кони, кони да солнце. Вроде близко, но не совсем то. «Зовите меня просто — Царь!» А где же Зевс?! И я ведь его все ждала)))))) И дождалась))) Там вообще за самим небом интересно наблюдать в фильме. Когда все хорошо, или более-менее устойчиво, то яркое солнце, когда напряжение — тучи. И вот в последнем бое небо прямо таки клубилось уже фиолетовыми облаками и БАБАХ!!!! Вот и Зевс!!!))))

    10+
  • Julie_Agra
    30 октября, 2017 в 11:56
    Permalink

    Когда я читаю статьи Энди, снова чувствую себя такой глупенькой первокурсницей на лекциях по древнерусской литературе. Даже комментить боязно — а ну как затребует сдать конспект или даже зачёт:))))))))
    Фильм осилить не смогла, не моё. Но перед трудом преклоняюсь.

    10+
  • Энди
    30 октября, 2017 в 11:28
    Permalink

    Pol написал(а):

    Энди! Спасибо за такой подробный разбор фильма. Моему удивлению нет предела. Сколько раз Вы его посмотрели? Разбор деталей просто впечатляет.
    Вы наверняка понимаете, что Ваши выкладки носят неоднозначный и спорный характер. Но вот в чем Вам нельзя отказать, так это в огромной любви к этому фильму, в особом и очень бережном отношении к нему. Возможно, он для Вас в некотором смысле культовый. Спасибо Вам за то, что не даете нам забыть этот эпичный фильм, снова ненадолго возвращая нас в сказку.

    3+

    Спасибо, Pol !
    Я посмотрела фильм только один раз)))) Второй раз просто просматривала (не все, примерно помнила где и в каком месте нужны кадры) для того, чтобы нарезать картинок. ))))))
    Я понимаю, что какие-то вещи, о которых я написала, неоднозначны просто потому, что они такие и есть. Они на самом деле неоднозначны. Здесь нет прямых совпадений и однозначных сопоставлений. Но… очень хотелось попытаться описать то, что лежит под первым слоем фильма. А лежит там многое. И очень много такого… что сложно описать… Но оно есть. И я, чем больше читаю какие-то книги, статьи про искусство, художественную литературу, смотрю фильмы, чем больше смотрю какие-то репродукции, фотографии, когда получается, то и вживую, то все больше вижу какие-то ниточки, какие-то намеки, а иногда и открытые цитаты, которые соединяют вроде бы совершенно разные кусочки нашей цивилизации.
    Да, фильм стал для меня в каком-то смысле культовым. Сама этого не ожидала. Очень уж много в нем намешали его создатели.

    11+
  • Pol
    30 октября, 2017 в 09:23
    Permalink

    Энди! Спасибо за такой подробный разбор фильма. Моему удивлению нет предела. Сколько раз Вы его посмотрели? Разбор деталей просто впечатляет.
    Вы наверняка понимаете, что Ваши выкладки носят неоднозначный и спорный характер. Но вот в чем Вам нельзя отказать, так это в огромной любви к этому фильму, в особом и очень бережном отношении к нему. Возможно, он для Вас в некотором смысле культовый. Спасибо Вам за то, что не даете нам забыть этот эпичный фильм, снова ненадолго возвращая нас в сказку.

    11+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *