Baazi / Высокие ставки (1951) Гуру Датт. Рецензия Падмини
Благосклонность Леди Удачи
В некотором смысле начало карьеры Гуру Датта в качестве режиссёра было прямым следствием его дружбы с актёром Девом Анандом. Они познакомились ещё в середине 40-х годов XX века, когда оба работали в Prabhat Picture Company и подружились. Оба были молоды и только начинали свою карьеру. Дев пообещал, что когда станет продюсером, то пригласит друга в качестве режиссёра, а Гуру в свою очередь сказал, что став режиссёром, возьмёт Дева на главную роль. Случилось так, что Дев Ананд быстрее добился успеха и создал свою собственную кинокомпанию Navketan Films и выполнил своё обещание другу. Так начались съёмки Baazi / Высокие ставки, ставшего режиссёрским дебютом Гуру Датта.
Мадан (Дев Ананд) — бывший таксист, оставшийся без работы. Но он вынужден оплачивать расходы на лечение тяжело больной сестры Манджу (Рупа Верман). Деньги на лекарства он достаёт, играя в азартные игры. Дело в том, что к Мадану благосклонна Леди Фортуна и ему всегда везёт при броске: непременно выпадают две шестёрки. К тому же в их нищем квартале молоденькая девушка-доктор с благородной душой и чистым сердцем, а также миловидным личиком по имени Раджни (Калпана Картик) открыла благотворительную клинику на деньги своего богатого отца, где бедняков лечат бесплатно. Доброта и красота Раджни покоряют Мадана. Но состояние Манджу становится серьёзным, ей требуется лечение в санатории. А на это нужны немалые деньги. И тогда Мадан соглашается работать на криминального авторитета в его подпольном казино, где в него влюбляется очаровательнейшая танцовщица кабаре Нина (Гита Бали).
Фильм очень понравился зрителям, он стал блокбастером, поправившим шаткое финансовое положение Navketan Films. Он сделал известным имя Гуру Датта, а Дева Ананда превратил в одну из главных звёзд Болливуда. Образ Мадана стал поворотным и решающим в его карьере, надолго утвердив актёра в качестве ведущего героя криминальных драм 50-60—х годов. Но съёмки Baazi стали также и вехой в личной жизни обоих друзей. Именно здесь они познакомились со своими возлюбленными половинкам и — будущими супругами. У Гуру Датта завязался роман с закадровой певицей Гитой Чоудхури, а у Дева Ананда с юной дебютанткой Калпаной Картик. Их экранная пара стала такой и в реальной в жизни.
В Baazi чувствуется влияние очень популярных в Голливуде в 40-е годы криминальных фильмов в стиле нуара. Некоторые даже утверждают, что Гуру Датт сделал ремейк знаменитой «Гильды» (1946) Чарльза Видора. Однако сюжет фильмов совершенно разный. Зато режиссёрский дебют мастера заложил основу классического клише всех последующих криминальных драм Болливуда на пять десятков лет вперёд. Но то, что нам сейчас кажется стереотипным, в 1951 году было новаторским. Главный герой встаёт на преступный путь в силу обстоятельств и бедности, но даже будучи мошенником и шулером сохраняет своё «золотое сердце». Вся идейная основа фильма формируется на простых противопоставлениях: богатых и бедных, добрых и злых, порядочной девушки-врача Раджни и непорядочной априори, в силу своей работы в злачном месте красавицы-вамп Нины. При этом добродетельность Раджни подчёркивается её традиционным образом скоромной индианки всегда одетой в сари, опускающей взор долу и мило смущающейся. В то время как огненная сирена Нина подчёркнуто прозападная во всём. Начиная от своего имени и заканчивая стилем одежды и смелым поведением.
Авторский стиль Гуру Датта ещё только формируется и в нём ещё нет его знаменитой утончённости в деталях, поэтичности и глубины визуальных образов. Но рука мастера чувствуется в использовании контрастного освещения, красивых, поднимающихся к потолку завитках сигарного дыма, в приверженности к изящной симметричности кадра. Песни не являются приложением к сюжету, но одной из его основных движущих сил. Танцуя под Sharamaaye Kahe Ghabaraaye Kahe Нина набрасывает на только что вошедшего в клуб Мадана сеть, недвусмысленно завлекая в порочные путы преступного мира. В Suno Gajar Kya Gaye Samay она же пытается предупредить героя словами песни, выражением лица и жестами-намёками о грозящей ему опасности.
А бесподобная по своему очарованию Tadbeer Se Bigadi Huyee Taqdeer стала первым образцом музыкальной сцены соблазнения героя. В этой композиции слились в гармоничное целое волшебство музыки С.Д. Бурмана, сексуальная чувственность голоса Гиты Чоудхури (Датт) и живая непосредственность и притягательность обворожительной Гиты Бали. Эту песню в Индии помнят и любят до сих пор. А тогда она произвела эффект разорвавшейся бомбы. По словам Дева Ананда, были зрители, которые ходили в кинотеатр на Baazi только для того, чтобы ещё раз послушать и посмотреть эту композицию.
Декорации фильма были дёшевы и потому ужасны, и режиссёр старался компенсировать это фокусировкой на лицах своих персонажей, подавая их в красивом освещении и крупным планом, так чтобы было заметно малейшее изменение выражения их глаз. Камера следует за героями по затемнённым переулкам, опускает за ними в след в опасные подвальные помещения — гнёзда порока, азарта и преступности. Густая насыщенная атмосфера создаёт образ порочного города. Жизнь в нём требует постоянных ставок на деньги или жизнь, необходимости то блефовать, то идти ва-банк, а то сбросить карты и сдаться, предоставив возможность Леди Удаче самой спасать положение, ежели на то будет её благосклонная воля.
© Падмини
Падмини, спасибо еще раз, за прекрасную рецензию. И за фильм. Я посмотрел его!
И мне понравилось! Понравилась простота и выразительность. Да и сюжет не плох! Интересно было смотреть..
Падмини написал(а):
Поддерживаю!
Admin написал(а):
Безусловно!
Admin написал(а):
Я фильмы Гуру Датта пересматриваю буквально ежегодно! К сожалению, их не так много…
И с каждым новым просмотром нахожу в уже знакомых кадрах и сценах что-то ранее не замеченное. По-моему это и есть гениальная режиссура.
Admin написал(а):
Я тоже постоянно задаюсь этим вопросом, когда смотрю старые фильмы с рано ушедшими и жизни актерами\актрисами.
Pol написал(а):
Если фильм стОящий (а у Гуру Датта такие фильмы есть), то его и в черно-белом цвете можно смотреть. Сначала немного непривычно, а потом втягиваешься в просмотр и не обращаешь внимание на то, что он не цветной.
Ооооо, это один из любимых моих фильмов из прошлого века!
Уж насколько не люблю Дева Ананда, но здесь, готова признать, что он не только красавец, но и сыграл хорошо! А Гуру Датт, несомненно, талантище! Совсем молодым был, когда снимал. И из жизни ушел молодым… а ведь мог оставить еще бОльшее наследие… (((. Почему гении так рано покидают нас?
Падмини, спасибо большое за чудесную рецензию! Этот фильм заслуживает просмотра, мне даже пересмотреть захотелось! Я очень люблю кино прошлых лет. Это просто какая-то магия — смотреть на людей, живших почти 100 лет назад, видеть их живыми. Вроде как и мы, но совсем другие: жесты, взгляды, выражение лиц — все иное. Magic!
Anita написал(а):
Вообще,оказывается она бенгалка, а у бенгальцев ваще нереально сложные на мой вкус имена.
Гита Датт (бенг. গীতা দত্ত, англ. Geeta Dutt; при рождении Гита Гхош Рой Чоудхури, англ. Geetā Ghosh Roy Chowdhuri; 23 ноября 1930, Фаридпур — 20 июля 1972, Бомбей) — индийская певица, закадровая исполнительница песен в киноиндустрии Бомбея.
О ней можно было бы отдельную статью написать.
В своё время именно Гита Датт — была единственной певицей, конкуренции с которой всерьёз опасалась Лата Мангешкар. Но Гита не выдержала жизненных бурь, сломалась… и её уникальные вокальные природные данные серьёзно ухудшились.
Anita написал(а):
Так можно же и так, и эдак! Я думаю это не только меня порадует
Падмини написал(а):
не, все видно конечно! я просто буквоед
Падмини написал(а):
спасибо за добрые слова! я как-то до сих пор выступала в основном в роли потребителя информации попробую переключиться
Anita написал(а):
Ну… я бы не сказала, что прототип.
Это сюжетно разные же фильмы. Общность только в стилистике изображения криминального мира, то бишь эстетике, приёмах операторской работы. Но в Aar Paar они становятся более разнообразными и изощрёнными, поскольку мастер явно набивает руку, Сцены более мастерски поставленные. А образы героев более реалистичные и детально проработанные.
Но я собиралась позже обратить на это внимание в отдельной рецензии, если получится написать таковую.
И я ещё раз прошу Вас тоже выступить на сайте в качестве автора. Вы ведь так хорошо разбираетесь во всех нюансах.
Anita написал(а):
Дело в том, что в фильме принимали участие две Гиты. Одна сыграла танцовщицу кабаре и участницу криминальной банды — Нину — это и была Гита Бали.
А вторая — Гита, ставшая известной под фамилией Датт, как Гита Датт, когда вышла замуж за Гуру Датта.
Я запуталась в фамилиях просто. И это моя ошибка, конечно же. Но по тексту видно же, что я о двух разных женщинах пишу с одним именем, к тому же и фото супругов Датт приложила. И фото Гиты Бали в роли Нины.
Сейчас попрошу Пола сделать исправление в тексте.
чувствую себя ужасной занудой, но жена Гуру в девичестве была Гита Чоудри, не Бали а Гита Бали была женой Шамми Капура
а Baazi конечно видно, что первый фильм, но я его все равно люблю. Такой немного ученический нуар почему-то мне кажется очень обаятельным. и песенки конечно одна другой лучше. И после вашей рецензии вдруг сообразила, что по сюжету это конечно прототип Aar Paar
Pol написал(а):
Я очень рада, что фильм заинтересовал!
Гуру Датт — культовый режиссёр. Я считаю его гением.
Но нужно принимать во внимание, что «Высокие ставки» — первый фильм и далеко не самый лучший у режиссёра. Хотя в Индии он был невероятно успешным в своё время. Его помнят и любят там до сих пор.
И для многих, кто принимал участие в его создании он стал прорывным в карьере: режиссёра Гуру Датта, ведущего актёра — Дев Ананада, дебютантки — Калпаны Картик, уже популярной актрисы, но зачастую снимавшейся во всякой болливудской и не только мишуре — Гиты Бали, композитора — С.Д. Бурмана, закадровой певицы — Гиты Бали.
Ну и конечно, же эта картина, заложила основа специфике болливудской криминальной драмы. Все полюбившиеся новшества фильма стали со временем кино-клише и стереотипами.
А ещё здесь впервые в двух малюсеньких эпизодах появляется Джони Уокер, который потом станет самым знаменитым комиком своего времени.
Падмини, огромное тебе спасибо! С большим интересом прочитал рецензию и посмотрел клипы. И понял, что всё, пора окунуться в мир черно-белого кино!
Причём фильм начинается с кадров, в которых появляется сам режиссёр собственной персоной, в виде неизвестного бедняги сидящего прямо на тротуаре перед входом в притон.