Baabul / Папа. Рецензия Aeryn
Если жить значит дышать, то я живу…
Очень сложный, непростой, неоднозначный фильм (несмотря на участие в нём «костолома» Салмана). Давайте обо всём по порядку. Сразу после того, как посмотрела, ничего не могла и не хотела писать. Была захвачена эмоциями, с которыми не хотелось расставаться.
Новое индийское кино. Идёт взятым с 2000-х верным курсом, указывая обществу на закоснелые обычаи, консервативные взгляды, которые, для того, чтобы Индии занять достойное место среди других стран мира, стоит пересмотреть или кардинально изменить. В данном конкретном случае мы имеем дело с проблемой неписаных законов для вдов, которые на всю оставшуюся жизнь по велению общества вынуждены заковать себя в белый саван, вынуждены отказаться от мира и жить погребёнными в четырёх стенах, когда прах мужей опускают в Ганг (да и жить ли?).
Я всё-таки решила написать свои впечатления из-за того, что произошло со мной на днях. Возвращалась вечером с работы. Небо было затянуто тучами, шёл небольшой дождь, окрасивший всё вокруг в серый цвет: Серое небо, серые дома, серые случайные прохожие, появлявшиеся на главной улице и вскоре исчезавшие в переулках. Капли дождя приятно холодили душу. И вот в плеере совершенно неожиданно звучит Baawri Piya Ki. Задолго до этого, ещё в ходе фильма эта композиция мне очень понравилась своей неприкрытой печалью, своим лиричным тоном, слушала её среди остальных песен саундтрека, слушала её в плеере, но в этот раз она стала для меня откровением! Песни в новом индийском кино часто путают по жанровой принадлежности с поп-музыкой. Если считать признаками поп-музыки лёгкий запоминающийся мотив и незамысловатые тексты, вынуждена согласиться, с течением времени это всё чаще становится правдой. Но популярная музыка в любой стране и в любой культуре одна и та же: просто жестянка, которая при стуке отзывается пустотой. Baawri Piya Ki – чистый прозрачный сосуд, который через трепетное прикосновение наполняет душу радостью, грустными улыбками, болью, слезами.
Как же я теперь заочно благодарна своей учительнице музыки! Нам, семиклашкам, нужно было вести своего рода дневник. К каждому уроку мы должны были прослушать по радио трансляцию концерта классической музыки, а затем заполнить соответствующие графы таблицы, в которых указывали композиторов, звучавшие инструменты, другие детали, но самой большой и самой «страшной» (по меньшей мере, для меня, хотя, думаю, для всех учеников) была последняя колонка: Мои впечатления. Вот уж где мы должны были подробно описать всё, что почувствовали за время концерта, что мы «увидели» в музыке. Но теперь, спустя годы, я за это безмерно благодарна. Без этого, думаю, я бы просто не сумела почувствовать в Композиции (да, именно так, с большой буквы) Baawri Piya Ki порыва души, исстрадавшейся, мечущейся в мире, ставшем вдруг таким пустым без любимого, желания отбросить бренную оболочку тела и лететь, лететь вдаль, куда угодно, искать любимого повсюду, чтобы однажды слиться с его душой и больше уже никогда не расставаться. В вальсовом проигрыше – страдания птицы в клетке, разбивающей о золотые прутья крылья в кровь. Возможно, я слишком много внимания уделяю всего лишь одной песне, которая даже центральным моментом в фильме не является, но Вы, надеюсь, сами всё поймёте, когда услышите её хоть раз. Если даже попробовать подойти к ней с позиций равнодушной науки, разобрать на ноты и слова, понять её секрет будет невозможно. В ней есть душа, а её пока увидеть, измерить, потрогать нельзя. Были эксперименты, в результате которых удалось выяснить вес души, заветные 8 грамм. Как это мало, скажете Вы. Как это много, отвечу я, если за всю нашу долгую и не очень жизнь мы вкладываем по частичке души во всё, что делаем, отдаём душу любимому, продаём, растрачиваем впустую, а её всё не убывает. Так ценно в нашей жизни всё то, что содержит в себе душу. От этого часто заряжаешься добром. Хочется просто от души (!) поблагодарить Сону Нигама, пусть он об этом и не узнает. Поблагодарить за то, что не прошёлся абы как, но вложил частичку себя.
Актёрский состав очень сильный. Красивая пара Амитабх Баччан – Хема Малини. Они так хорошо смотрятся вместе.
Салман Кхан. Кажется, тот редкий случай, когда не щеголяет своим могучим торсом по поводу и без повода. Зато смешит, веселит много, на пару вместе со своим экранным отцом, господином Баччаном. Правду говорят, таких отношений между отцом и сыном редко где увидишь.
Рани Мукерджи. До этого видела её только в фильмах, где она играла жену (любимую, зазнобу) Шахрукха, и так как, по моему мнению, они не смотрятся вместе (не надо негодовать, могу и ошибаться на этот счёт, но таково моё мнение), то и не нравилась мне актриса Рани Мукерджи. Не нравилась до этого фильма. Всё изменилось в миг. Нет, я не бегаю и не кричу на каждом углу «Рани — самая красивая», надеюсь, до этого не дойдёт, но я увидела в ней актёрский потенциал, умение играть, эмоциональность, которых почему-то не замечала раньше.
Джон Абрахам – как всегда, вне конкуренции.
Раджпал Ядав – и здесь тоже груша для битья. Не хохмит, более спокойный персонаж, но на правах хозяев над его персонажем, слугой, все потихоньку подтрунивают, к чему он, собственно, привычный.
Если попытаться изобразить эмоции, чувства героев в начале, середине и конце, общую атмосферу фильма, получится график с зашкаливающим показателем радости в начале, опустившийся в область отрицательных значений из-за небывалой печали в середине, к концу приподнявшийся и с намёком на движение снова вверх к тихой радости.
Это совершенно небывалая история, когда и родной отец не сделал столько для дочери, сколько сделал отец мужа, полюбивший невестку как дочь. Перед такой искренней любовью и желанием вернуть в жизнь дочери радость отступает даже упрямившаяся поначалу мать, твердолобый непробиваемый брат (Ом Пури), признающий одно: Вдова должна сидеть дома, ей нельзя появляться на свадьбе – это плохая примета. Своим белым одеянием и грустной миной она отпугнёт будущее счастье супругов. Но перед словами: «Если полюбить невестку как дочь, значит стать сумасшедшим, то я сумасшедший! Если желать ей счастья, пусть даже после смерти собственного сына – значит быть сумасшедшим, я сумасшедший!» (в фильме) отступают все противники, рушатся все преграды. Осталось подождать, пока это поймут многие другие отцы (и не только они) в реальной жизни. Тогда, возможно, что-то изменится к лучшему.
Обычно я выступаю против отказа от древних обычаев в угоду кому бы то ни было, а уж развращённому Западу и подавно, но это тот случай, когда я не то, что не против, но даже за, если только это поможет многим женщинам больше не жить потому лишь, что они дышат, но почувствовать радость быть живыми, получить свой маленький шанс на счастье.