Б.Р. Чопра и Яш Чопра — режиссерская династия с нелегкой судьбой
Семья Чопра. Это не очень большая и тем более не скандальная династия, но ее представители оказали огромное влияние на развитие хинди-кино.
Основателем династии считается Балдев Радж Чопра или, как его привыкли называть, Б.Р. Чопра. Технически это то же поколение, что и Яш Чопра, так как они братья, но по факту они были больше похожи на отца и сына. Балдев родился 22 апреля 1914 года в колониальной Индии. Его отец работал муниципальным служащим. В семье росло несколько детей, но сколько именно, сказать не могу, так как после долгих поисков так и не нашла точного источника. Одно известно точно — Б.Р. был на 18 лет старше Яша, и его отношения с младшим братом были, скорее, как отношения отца и сына, чем братьев.
Эти 18 лет были важны не только для них двоих, но и для Индии в целом. Б.Р. достиг совершеннолетия в колониальной Индии. Он получил хорошее образование, диплом магистра и работу в журнале «Киновестник», медленно поднимаясь по служебной лестнице. А потом и вовсе возглавил этот журнал и был его владельцем до 1947 года. Он был автором, но интересовался кино и, наконец, от журналиста, вещавшего о мире Болливуда, Чопра перешел к сценариям фильмов и их созданию, начав планировать производство своего первого проекта в качестве продюсера/режиссера/сценариста, когда ему было 30 лет.
В жизни все складывалось хорошо: образование, работа, продвижение по карьерной лестнице, наконец, начало своего самостоятельного пути в индустрии. А потом, в 33 года, он потерял все. Журнал Балдева и киностудия, которую он пытался основать, находились в Лахоре. В 1930-х годах там была яркая кино- и художественная жизнь, прекрасное место для построения жизни и карьеры. У Чопры там была не только работа, но и семья — жена и ребенок. В 1947 году, как и миллионы других, во время раздела страны он потерял все. Лахор стал частью Пакистана.
Ну не «все». Жена и ребенок остались живы, что было лучше, чем у большинства жертв раздела. Но карьера, профессиональные контакты и творческие сотрудники — все это было потеряно одним махом, и ему пришлось начинать все с нуля в Бомбее.
В Бомбее к нему присоединились трое братьев, Дхарам Радж, Радж и Яш. Яш был самым младшим в семье и на момент раздела ему было всего 14 лет. Он переживал это время не со стороны зрелости, внимания и ответственности, как Б.Р., а как зияющую рану, от которой он так и не оправился. В более поздних интервью он вспоминал своих хороших друзей-мусульман, с которыми вырос и которых, к сожалению, больше никогда в жизни не увидел.
В Бомбее дела Балдева Раджа шли на удивление хорошо. Два других брата сразу нашли там работу в кино, в качестве оператора и в кинопрокате. Понятно, что Яшу было бы интересно пойти по их стопам. Но прежде, чем я расскажу вам о Яше Чопре и создании студии «Яш Радж Филмс», позвольте еще немного представить Балдева. Б.Р. Чопра был гораздо больше, чем просто «старший брат Яша Чопры».
В Болливуде он был известен своими передовыми социальными драмами. Снимал фильмы о простых людях, их борьбе и бедах старого общества. В его проектах не было табу, он откровенно затрагивал темы повторного брака вдовы, проституции или внебрачных связей. Персонажи Чопры были в высшей степени человечны, им простительно.
«Новый век» (1957) — его второй фильм и первый большой успех, имеет поразительное сходство с фильмов Амира Кхана «Лаган: Однажды в Индии» (2001). Его самый первый фильм, более скромный хит «Всего один выход» (1956) имеет определенные ключевые темы, общие с «Бесстрашным» Салмана Кхана. В течение 46 лет, с 1956 по 1992 год, Б.Р. продолжал снимать и продюсировать, всегда держа руку на пульсе общества.
Вместе с фильмом «Новый век» Б.Р. Чопра основал B.R. Films. Здесь я хочу уточнить некоторую терминологию. В индийском кино то, что сейчас есть у «Yash Raj Films», можно назвать «студией». А в 1957 году Б.р. Чопра основал «баннер». Баннер просто означает производственный дом. Имя, которое можно разместить в заглавных титрах фильма. Большинство фильмов 1950-х годов были сняты именно под такими «баннерами».
Полноценные студии, то есть территория с фактической физической инфраструктурой, декорациями и офисами, были огромной редкостью. «Баннеры» арендовали место в павильонах у студий или брали с собой небольшую команду для «съемки на открытом воздухе». Счета, платежи и все остальное производились где-то в крошечном офисном помещении.
Б.Р. создал «Баненер» и все в его семье работали на BR Films. Яш Чопра же мечтал о студии. Он хотел начать «настоящую» карьеру в кино, быть режиссером, как его брат. Но по какой-то причине Б.Р. этого не хотел. И тогда Яш Чопра начал подрабатывать помощником у Индера Сена Джохара — старого друга семьи. Балдев узнал об этом только после того, как Яш уже работал Джохара.
Возможно Балдев не верил в талант Яша, но как только он увидел, что брат горит своим делом, он поддержал его карьерные мечты и официально пригласил его в качестве помощника режиссера в BR Films. На протяжении 50-х и 60-х годов Яш и Б.Р. работали вместе и выпускали под баннером BR Films хит за хитом. Тогда даже невозможно было понять, где заканчивается Б.Р. и начинается Яш — настолько идеальной командой они были.
Свой первый фильм в качестве режиссера Яш снял в 27 лет. Это была драма «Цветок в пыли» (1959). Возможно, в титрах было написано «Яш Чопра», но в нем также ощущалось присутствие Балдева Раджа. В сюжете фигурируют внебрачный ребенок, всепрощающий муж и бедные, но человечные люди. В этом весь Б.Р. Чопра.
Сотрудничество братьев продолжалось в проекте «Сын судьбы» (по сей день, один из немногих фильмов на хинди, посвященных экстремистскому индуистскому движению), «Испытание временем», «Испытание дружбы» и «Случайность» (один из первых фильмов на хинди без песен и антракта). Все четыре фильма высшего качества, но «Испытание временем» — самый важный для карьеры Яша. Он стал первым, в котором его восприняли как «Фильм Яша Чопры», а не просто «фильм Б.Р. Чопры, снятый его младшим братом Яшем».
«Испытание временем» — это фильм, в котором сыграли пять крупных звезд: Раадж Кумар, Сунил Датт и Шаши Капур в роли героев, а Садхана и Шармила Тагор в роли героинь. Это фильм, в котором всего было «слишком»: слишком сентиментальный, слишком трагичный, слишком яркий, слишком песенный, слишком звездный. Ну, и «слишком» для Б.Р. Чопры. В то время как Б.Р. снимал милые маленькие истории человеческого уровня с небольшой черно-белой кинематографией и простыми мелодичными песнями, «Испытание временем» был чем-то совершенно другим.
Яш Чопра нашел свой стиль, но брат не дал ему развиваться, заставив работать над «Испытанием дружбы» — драме о борьбе с коррупцией в зале суда. А затем был «Случайность» (Ittefaq), что не может быть фильмом Яша Чопры! Никаких песен, никаких смен костюмов, никакой драмы в отношениях, ничего из того, что заставляет его искусство парить.
Опять же, я не могу сказать точно, что произошло между двумя братьями, но после «Случайности» Яш Чопра ушел из баннера своего старшего брата и его дома. Ушел сам, в 38 лет. А незадолго до этого он женился. О том, как Яш Чопра начал свой собственный путь в индустрии и как создал знаменитую студию «Яш Радж Филмс» я расскажу в следующей статье.
Мила — Bollywoodtime
Ittefaq конечно совсем нетипичный для Яша фильм, но сделан очень хорошо и вполне заслуженно вошел в историю индийского кино. Ему может без песен и гламура не очень нравилось самому снимать, но он это умел