Awaara / Бродяга. Радж Капур (1951). Рецензия Падмини

Преступниками не рождаются

В «Рамаяне» рассказывается как была похищена возлюбленная супруга бога Рамы — Сита. Её обманом выманил и увёз к себе на Ланку царь демонов-ракшасов Равана. Конечно бог Рам потом отыскал свою пропавшую жену, в эпическом сражении победил Равану и вернул Ситу себе. Нежной и радостной была встреча супругов, но среди народа поползли слухи о том, что, проведя столько времени у коварного ракшаса Сита не может считать невинной, а тут божественная супруга ещё и забеременела. И Рама поверил сплетникам и клеветникам и выгнал красавицу Ситу в лес. Столько времени прошло с тех пор как Вальмики создал свой священный эпос, но трагедия Ситы всё повторяется в разных судьбах индийских женщин из столетия в столетие. Ведь если Бог способен усомниться и отказаться от супруги, то что взять с простых смертных. Отголоски этой древней истории и легли в основу, пожалуй, самого известного фильма Раджа Капура – «Бродяга».

Однажды принципиальный судья из знатного и богатого рода – Рагунатх осудил некоего Джагу за преступление, которого он не совершил. Из тюрьмы Джага вышел уже закоренелым бандитом, да ещё и с жаждой мести в сердце. Эта жестокая жажда толкнула его на похищение молодой жены Рагунатха – Лили, которая недавно забеременела и ещё не успела обрадовать супруга этой счастливой вестью. Узнав об этом обстоятельстве Джага отпускает Лили. Но Рагунатх не в состоянии поверить, что ребёнок, которого Лиля носит под сердцем, его собственный сын. Ведь он убеждён, что только сын честного человека сможет вырасти достойным, а сын вора тоже станет преступником. Несколько месяцев судья терзается, разрывается между злыми сплетнями и собственной совестью, но, в конце концов, подобно Раме прогоняет свою благоверную, которая была уже на сносях. Лиле некуда идти, и она рожает своего маленького Раджа прямо в канаве. Теперь юному отпрыску судьи придётся расти среди трущоб, нищих и бродяг. Какой человек из него выйдет?

«Бродяга» — третья режиссёрская работа Раджа Капура и его первый международный хит, прославивший имя его создателя на весь мир. Первый фильм героями, которого стали отверженные члены общества, их быт, нравы, особый искажённый и жестокий мир, в котором они не столько живут, сколько выживают. Мир, способный искалечить любую невинную детскую душу. Так что же определяет характер и поведение человека: унаследованные от родителей и других предков качества или же социальная среда в сочетании с роковым стечением обстоятельств, изменить которые человек не властен? Судьба Раджа является ответом на этот вопрос. Его жизнь доказывает, что преступниками не рождаются, а становятся. Причём сам бродяга убеждён, что злодеем могут стать не только выросшие в нищете, но и богачи. Просто в хорошо одетом и прилично ведущем себя в обществе человеке люди не склонны видеть уголовника. Зато честный, но бедный и убого одетый человек уже одним своим видом способен вызвать подозрение.

С точки зрения марксизма Радж является жертвой классовой борьбы, в результате которой капиталисты бездушно эксплуатируют народные массы, получая выгоду от их невежества и отсутствия доступа к власти. Поскольку мальчик не знал, кто его отец, то в глазах общества он был безотцовщиной, у которого нет и не может быть ни чести, ни личного достоинства. Это сделало его изгоем с юных лет, закрыло перед ним двери уважаемых людей, определило круг общения. Замечательна трогательная сцена разговора Раджа, которого только что выкинули из богатого дома на улицу с бродячим псом. Юноша чувствует родственную душу в животном. Они оба одиноки, оба бродяжничают и никому не нужны. Оба они слишком мало хорошего видели в жизни и им даже друг другу нечего дать кроме ласки. Так хрупка и расплывчата грань между цивилизованным человеком и близким к животным дикарём. А ведь именно так называет Раджа даже его возлюбленная Рита.

Но не смотря на такую печальную тематику фильм не смотрится как трагедия благодаря обилию красивых романтичных и забавных комичных сцен, прекрасно обыгрываемых Раджем Капуром и Наргис. Юноша часто корчит смешные рожицы, экспрессивно и преувеличенно жестикулирует в манере, напоминающей Чарли Чаплина и периодически выдаёт намеренно гипертрофированные эмоции. «Бродяга» стал первым индийским фильмом, в котором под красиво звучащую за кадром песню визуализировался сон главного героя, ставший по сути отдельным клипом или миниатюрным фильмом в фильме. Это было наглядное олицетворение той внутренней борьбы, что раздирала Раджа изнутри между силами добра и любви и личными демонами. Снят этот фрагмент в декорациях, наполненных скульптурами индуистских божеств и ракшасов и напоминающих рай и ад, соединённые окутанной облаками лестницей.


И всё-таки благодаря своей врождённой доброте и облагораживающему влиянию матери и любимой девушки бродяга остаётся хорошим человеком, не способным на подлость и предательство. Такой вот почти диккенсовский персонаж, очень сильно напоминающий индийский вариант Оливера Твиста.

© Падмини

Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook

9 thoughts on “Awaara / Бродяга. Радж Капур (1951). Рецензия Падмини

  • Тата
    12 июня, 2021 в 13:39
    Permalink

    Спасибо за рецензию, благодаря ей я наконец-то посмотрела Бродягу.
    И главное мое впечатление — ну до чего ж красив Радж Капур! Прямо в самое сердце!)) В сцене сна, упоминаемой здесь, я два раза перематывала назад, чтобы посмотреть на спящего Раджа и два раза проматывала сам сон, потому что и так все ясно, и танцевать об этом не хотелось))
    Собственно всё. laugh

    1+
  • Svetikk007
    13 ноября, 2019 в 16:15
    Permalink

    Помню, как мой дедушка восхищался Раджем Капуром и фильмом «Бродяга». Хотя дед не был фанатом индийского кино. Но именно благодаря ему я впервые услышала о Капуре и этом фильме. Но… я ДО СИХ ПОР не посмотрела «Бродягу»! Позор мне!!! facepalm

    Тут говорилось о вопросе, что определяет в человеке характер и склонность к преступной/порядочной жизни: наследственность или социум? Я лично считаю что «гены пальцем не размажешь». Социум, конечно, имеет своё влияние на человека, но главные факторы всё-таки – это наследственность и воспитание внутри семьи. Подтверждение этому я часто наблюдаю в жизни. Как я поняла, в «Бродяге» это тоже показано. Ведь отец Раджа не был вором и мать, воспитавшая мальчика, была приличной женщиной. Поэтому и в самом Радже не было подлых склонностей. Хотя да, тупиковые ситуации жизни порой могут толкнуть на преступление даже монаха. Но вынужденный грабёж и воровство по зову души – это разные вещи.

    Обязательно посмотрю «Бродягу», и в ближайшее время! Спасибо, Падмини, за отличную рецензию. give_rose

    7+
  • Падмини
    12 ноября, 2019 в 17:47
    Permalink

    Anita написал(а):

    а лесенки они все у классических голливудских мюзиклов одолжили там в 1930-е их обожали

    Вот голливудские мюзиклы 30-х не видела…
    Тяжеловато мне даётся настолько старинное ретро в Голливуде. Вот французский кинематограф — другое дело. smile
    А вообще вторая половина 50-х и первая половина 60-х мой любимый период как в индийском, так и мировом кино.

    Ekaterina написал(а):

    А почему его полюбили? Так потому, что он о простом маленьком человеке.

    Да, конечно, Но не только в теме дело. Для своего времени фильм был прорывным по части режессуры. Необыкновенно качественным и высоко художественным, не смотря на направленность на широкие массы.

    Pol написал(а):

    Но посмотрев еще раз, упомянутый тобой, клип понял, что да — в Артистке использовали идеи из Бродяги. Хотя, возможно и сама Савитри участвовала в нечто подобном. Ведь когда я смотрел этот фильм у меня было понимание, что создатели Mahanati стремились воссоздать картинки из её творческого пути.

    Мне попадались высказывания, что после «Бродяги» и его успеха причём мирового подобные клипы стали вставлять часто во многие фильмы как Болливуда так и других индийских киноиндустрий.

    4+
  • Ekaterina
    12 ноября, 2019 в 17:30
    Permalink

    «Бродяга» — классика, с него началось знакомство и любовь к индийскому кино, это факт, который нельзя опровергнуть!
    А почему его полюбили? Так потому, что он о простом маленьком человеке. Фильм же вышел, когда ещё повсюду разруха от войны была, начался слом колониальной системы.
    Время 50-х вообще было в этом плане хорошим: что у нас, что на Западе фильмы снимали о простых людях в отличии от нынешнего офисного кино.

    6+
  • Anita
    12 ноября, 2019 в 16:47
    Permalink

    Падмини написал(а):

    с самым красивым клипом из «Маханати». Тем самым, что был снят на чудесную песню Mooga Manasulu.

    Там еще много из Hum Aap Ki Ankhon Mein из Pyaasa, и насколько я понимаю, это и есть две эталонные «песни во сне» в смысле классической постановки.

    а лесенки они все у классических голливудских мюзиклов одолжилиsmile там в 1930-е их обожали

    6+
  • Pol
    12 ноября, 2019 в 16:11
    Permalink

    Падмини написал(а):

    По-моему в нём явные отсылки к этому — лестница в облаках, танцующие апсары и главная героиня среди них.)))

    Если честно, то мысль моя пошла в другом направлении – в очередной раз убедился в том, как близка эстетика старого черно-белого советского кино (Александрова и Ко) и индийского, примерно того же периода. Что-то в нем я увидел именно такое. Поэтому фильм Mahanati я как-то упустил из виду. Каюсь.

    Но посмотрев еще раз, упомянутый тобой, клип понял, что да — в Артистке использовали идеи из Бродяги. Хотя, возможно и сама Савитри участвовала в нечто подобном. Ведь когда я смотрел этот фильм у меня было понимание, что создатели Mahanati стремились воссоздать картинки из её творческого пути.
    И получается, что такой видеоряд был очень популярным у создателей фильмов?

    6+
  • Падмини
    12 ноября, 2019 в 15:47
    Permalink

    Anita написал(а):

    Только при всем почтении — никак не первый фильм про социальные низы. Neecha Nagar Четана Ананда еще в 1947 году в Канны возили, а это крайне добросовестный перенос на индийскую почву пьесы Горького «На дне»

    Вы правы, но я не сама придумала его так называть. Так писала о нём индийская критика. Причём ещё тогда давно, в середине 20-го века…
    Возможно потому, что фильм Четана Ананда адаптация русской драматургической классики. Возможно критики сочли, что проблематика не совсем родная или ещё что.

    Pol написал(а):

    Клип удивительный. Местами авангардистский.

    Согласна и с первым и со вторым определением.
    Пол, а ты не заметил, сходства , причём на мой взгляд явного с самым красивым клипом из «Маханати». Тем самым, что был снят на чудесную песню Mooga Manasulu. По-моему в нём явные отсылки к этому — лестница в облаках, танцующие апсары и главная героиня среди них.)))

    6+
  • Anita
    12 ноября, 2019 в 15:13
    Permalink

    Спасибо, совершенно согласна и про чаплиновское влияние, и про марксисткую подкладку. Только при всем почтении — никак не первый фильм про социальные низы. Neecha Nagar Четана Ананда еще в 1947 году в Канны возили, а это крайне добросовестный перенос на индийскую почву пьесы Горького «На дне»

    9+
  • Pol
    12 ноября, 2019 в 13:55
    Permalink

    Этот фильм порвал кассу в СССР в 1954 году, став культурным явлением и знаковым событием тех лет. Оно было даже отмечено в парфеновских «Намедни», а это чего-то стоит! Надо бы его все-таки посмотреть!
    Падмини! Спасибо тебе за рецензию.
    Клип удивительный. Местами авангардистский.

    8+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *