Asoka / Ашока / Император / Сантош Сиван (2001). Обзор фильма Падмини (часть 2)
Режиссёр Сантош Сиван и главный художник по костюмам Ану Варадхан приступили к работе над проектом ещё за два года до начала съёмок. Ану знал, что в эпоху Маурьев не было сшитой одежды и даже жилетов в Индии никто не носил. Тогда было принято мужчинам ходить с открытым торсом. Но Шах Рукх решительно воспротивился идее сниматься полуголым весь фильм. Оно и понятно, зрители и ряд критиков в Индии всегда любили язвить по поводу скудности одежды некоторых героев и героинь. Однако в древности в Индии эта «скудность» одежды была нормой. Стоит хотя бы вспомнить изображения на фресках пещеры Аджанты. Там очень много красавиц одетых в одни… драгоценности.
В конце концов Индия — родина Камасутры! А все эти «кофточки» под сари вообще были введены в эпоху колониализма под влиянием англичан. К тому же художественный фильм подразумевает некоторую свободу в отношении деталей, поэтому пошли на компромисс. Одежды на персонажах больше, чем должно было быть. Но при этом она изготавливалась исключительно из натуральных тканей: шёлка для знати и хлопка для простолюдинов. И обработанных швов тоже всячески избегали. И всё равно костюмы Карины Капур в фильме до сих пор ругают за излишнюю открытость. Каждый наряд разрабатывался индивидуально с учётом особенностей характера героя, убеждений и верований. А костюмы самого Ашоки отражают изменения его жизненного пути и внутренние трансформации.
Команде фильма пришлось изучать все письменные свидетельства о той эпохе, все сохранившиеся изображения и скульптуры. Были проведены специальные исследования. Главным сюрпризом оказалось обнаружение распространённости боди-арта в ту эпоху. Причём если смотреть кино внимательно, то можно заметить, что красивые узоры в виде преимущественно растительных орнаментов украшают многих девушек в фильме и не встречаются серди мужских персонажей. Так, например, на теле Каурваки много татуировок или рисунков: на спине, на плече, под ключицей, на лбу, на том месте, где индианки обычно носят бинди. И даже в уголках глаз!
Некоторые украшения были специально разработаны для фильма, внешний вид других позаимствован со старинных скульптур. Около 4000 моделей боевой экипировки и оружия были изготовлены 50-ю рабочими. А в съёмках битвы за Калингу участвовали более шести тысяч статистов, сотня лошадей и десяток слонов. При этом никаких спецэффектов и элементов компьютерной графики не использовалось. Все сцены воссоздавались в живую и снимались непосредственно. Сантош Сиван в интервью говорил, что не желал никаких цифровых технологий. Но это могло быть ещё и следствием скудности бюджета. Работа статистов в то время была дешевле компьютерной графики.
Паталипутра — столица Магадхи — это современная Патна, столица штата Бихар. Находится на северо-востоке современной Индии. Калинга — территория современной Ориссы располагалась на юго-востоке от Паталипутры. Но съёмки фильма проводились преимущественно в центральной Индии, в основном в штате Мадхья-Прадеш. Это было обусловлено опять-таки необходимостью поиска красивых исторических сооружений, сохранность, которых была бы велика. Они должны были создать атмосферу и дух истории на экране. Нельзя было снимать руины. И нельзя было допустить попадания в кадр объектов современной инфраструктуры.
Огромный возвышающийся на берегу дворец Магадхи, где Ашока встречался с отцом, матерью и братьями — это форт Ахиля, точнее Ахиля Вада в Махешваре. Это внушительное сооружение XVIII века с впечатляющими лестничными пролётами и широкими ступенями, спускающимися прямо к реке.
Находясь в изгнании Ашока путешествует по зелёным холмам Пачмархи, примерно в 180 милях к востоку от Махешвара. Именно здесь он впервые сталкивается с Каурваки. Озерцо, в котором купалась Каурваки — Апсара Вихар, возле Пещер Пандавов, у подножия водопада Апсары. Оно расположено чуть юго-восточнее Пачмархи.
Последняя песня в фильме, снималась на плоту посреди реки Нармада, когда он проплывал через живописнейший белый каньон Бхедагат примерно в 100 милях северо-восточнее Джабалпура. Мраморные скалы каньона популярны среди туристов. Они представляют собой ущелье протяжённостью в две мили, прорезанное рекой в толще мягкого белого мрамора. Из него и по сей день добывают камень, из которого вырезаются скульптуры, продаваемые по всей Индии.
Яростный спор генерала Бхимы и Каурваки на террасе с колоннами снят в храмовом пещерном комплексе Удаягири и Хандагири в четырёх милях к юго-западу от Бхубанешвара в Ориссе. Как раз столица древней Калинги располагалась неподалёку от этого места.
Эти пещеры, украшенные богатой резьбой по камню, датируются II веком до нашей эры. Изначально были построены как джайнистские монастыри.
Раненый в Удджайне Ашока выздоравливал в буддийском монастыре, который исторически должен был находиться в Видисе, в Мадхья-Прадеше. Но снимали его в другом хорошо сохранившемся буддистском храмовом комплексе, высеченном из базальтовых пород в пещерах Канхери, что находятся в национальном парке Санджай Ганди к востоку от Боривали — северного пригорода Мумбая.
Самая большая пещера комплекса — Чайя наиболее знаменитая и посещаемая. Внутри неё находится огромная вырезанная из камня статуя Будды. Кадр с её изображением есть и в фильме.
Название Канхери происходит от санскритского слова «кришнагири», что в переводе означает «чёрная гора». Время создания комплекса — 1 век до н.э.
Тошали/Тосали — столица Калинги снималась в храмовом комплексе Муктешвара, который находится в старой части города Бхубанешвара в Ориссе. Муктешвар — выдающийся храмовый индуистский комплекс. Возведённый в 950-975 годах н.э.
Музыку для фильма изначально должен был написать А.Р. Рахман. Но он отказался по неизвестным причинам. Поэтому песни были созданы Ану Маликом. Никому не известно, какая музыка была популярной во времена Ашоки, поэтому решили использовать современные мелодии, но так чтобы они звучали самобытно, оригинально, этнично и в то же время ритмично, ярко, запоминающееся и конечно, танцевально. Ану Малик отлично справился с задачей. Закадровую музыку саундтрека написал Сандип Чоута. И она в силу своей универсальности, необыкновенной атмосферности и проникновенности хватает за душу сильнее песен. Он же написал заглавный трек всего фильма — Asoka Theme. Гениальная композиция удивительной духовной красоты и гармоничности. Музыкальный шедевр.
И напоследок вариант перевода (несколько вольного) слов последней песни в фильме от Падмини:
RAAT KA NASHA – Даже теперь
Даже теперь, очарование той ночи не отпускает меня
Моё тело жаждет снова касаний и тепла
Мои глаза открыты, мечта не забыта
Но я совсем одна
Я грежу о твоих губах, пьющих дыхание моё.
Даже теперь, очарование той ночи не отпускает меня
Но я совсем одна
Я вдали от тебя
Я закрываю глаза
И вновь оживает моя мечта
Ты приходишь снова ко мне во сне
И тело моё изнывает в ночной тишине
Даже мокрая простыня
Не охлаждает меня
Но я одна, совсем одна
Я грежу о твоих губах, пьющих дыхание моё
Даже теперь, очарование той ночи не отпускает меня
Наша встреча пролетела как миг
Но тебя не забуду всю жизнь
Хотя бы ночью этой мне приснись.
Эта ночь будет длинной
И день бесконечным
Переполнено сердце
Жаждой новой встречи
Но я одна, совсем одна
Я грежу о твоих губах, пьющих дыхание моё
Даже теперь, очарование той ночи не отпускает меня
© Падмини
клип:
Прекрасный фильм, он у меня в топе, после первого просмотра неделю ходила как пыльным мешком стукнутая, а сцену признания Ашоки в любви и свадьбы затерла до дыр, от музыкального сопровождения этих сцен мурашки. Спасибо Фаре за потрясающие музыкальные номера, помню как в инвью она говорила: мы не знали как танцевали в ту эпоху, в итоге импровизировали. Шах… гениально, от доброго юноши, до зверя убийцы, перевоплощение аплодирую стоя! Спасибо за экскурс в историю, с удовольствием расширила кругозор по фильму??
Падмини, спасибо за продолжение. Для меня более чем рецензия, стал значимым экскурс в историю. Было познавательно -)
Нужна рубрика «Экскурсия по местам…» -)))
Linast написал(а):
Согласен на все 100%.
Linast написал(а):
Не спорю, сцена с пеплом и для меня выше всего. Но и эпизод с матерью сыграно блестяще.
nino написал(а):
пересмотрела еще раз оба этих сюжета, с пеплом больше зацепил
nino ,
У меня глаза на мокром месте были от этой сцены.
Linast написал(а):
А, когда он умоляет умершую мать поговорить с ним?
Падмини, спасибо огромное! Было очень интересно читать.
А продолжения не будет?
P.S. Я нигде не смогла найти один фоновый музыкальный трек, он связан с темой Корваки, звучит в сцене, где Ашока признается ей в любви. Случайно не знаете, есть он в отдельном варианте.
Очень классные ощущения — читать эти тексты про фильм и писать комменты под тему из Ашоки!!!
Linast написал(а):
А у меня к сценарию как раз претензий нет. Все сцены расположены очень логично, последовательно. Все эмоции главных героев понятны и обоснованы. И это меня очень даже порадовало. И Шах в целом (за исключением пары нюансов) справился с задачей.
Энди написал(а):
Очень спорный тезис. Мне, например, она внешне не нравилась никогда. С возрастом ей стали удаваться роли «матерых» женщин, которые не озабочены внешностью, но при этом обладающих харизмой.
Энди написал(а):
А вот это точно подмечено. Согласен полностью.
И первая жена Ашоки, внешне куда более привлекательная, немного затерялась на ее фоне.
Энди написал(а):
Эх!!! Упущен был момент! Представьте только, если бы на месте Карины была Айш!
А у меня с этим фильмом сложилась примерно такая же ситуация, как с «Загадкой» — вроде все составляющие для того, чтобы фильм понравился есть, а в итоге как-то начинаешь понимать, почему фильм не пошёл у зрителей… Смотрела уже давно, несколько лет назад, когда открывала для себя индийский кинематограф, поэтому каких-то моментов уже не смогу воспроизвести в памяти, но помню, что тоже не хватало целостности в игре главных героев, как Шаха, так и Карины, да и второстепенных героев тоже. По сюжету показалось, что замахнулись на слишком большой объём истории, и не смогли «впихнуть невпихуемое»… Шах действительно частенько выглядел в кадре как современный парень…
Карина… Тут для меня вообще неоднозначно. В кадре она мне скорее не нравилась, чем нравилась. Белое тело, рыхловатое, хотя и худенькое, но видно, что ни спорт, ни танцы не были в почете у неё в юности (я тогда ещё о Каришме подумала, она что, одна в танцевальном зале за двоих отдувалась? Карина филонила?) Лицо скорее некрасивое, чем даже просто хорошенькое… Подумать только, в какую красавицу она по временем превратится! Но тогда этого не было, зато было недоумение, поскольку, если уж включаешь индийский фильм, то главная героиня — красавица, даже если фильм о деревенской простушке!!! А тем более, если она красавица по статусу)))), тут — принцесса неземная. Но!… После просмотра фильма как раз от образа ее героини у меня осталось больше всего положительных эмоций, в плане как раз соответствия роли. Я несколько раз возвращалась мыслями к ней и к этим моим эмоциям и для себя поняла, что меня подкупила ее «принцессность», ее нутряная принцессность, которая видимо является личным качеством самой Карины. Эти ее самовлюбленность и самомнение, ее чёткое осознание себя как представительницы династии Капуров, это ее личное ощущение ее личной голубой крови, видимо все это так интересно сыграло в фильме. Получилась Настоящая Принцесса, которая вовсе не обязательно должна быть внешне «Айшварией Рай», но которая должна с таким внутренним осознанием нести свою «принцессность», что окружающие непроизвольно опустятся перед ней на колени… Как-то так…
И да, тоже как положительный момент. Фильм сподвиг почитать многое по истории Индии. А ещё в очередной раз задуматься над этим удивительным феноменом — «сила личности в истории «.
Падмини! спасибо большое за 2-ю часть! такие обзоры очень нужны, особенно для тех, кто с историей другой культуры и самой историей данной страны малознаком)))) я, кстати, очень уважаю и ценю тот труд, который был потрачен создателями, особенно в исторических фильмах, где нужно и костюмы создать, и достоверность показать! вы в своем обзоре все это описали, и для многих , наверное, имеет смысл сначала обзор прочитать, потом фильм смотреть))))) один минус (для меня) в исторических фильмах — из истории слов не выбросишь, уж, что было то было…… хоть и очень давно……
Pol , согласна со всем что вы написали, вчера смотрела)))))) вот почему-то к этому фильму я могла бы придираться и придираться в плане сценария, режиссуры и тп, а вот к ZERO у меня претензий, почему-то, нет. Но не буду придираться, также не скажу что эта классная его роль….. что до исторических событий, ну были, да, ну зверствовал, иначе и не было бы империи у него такой, что понравилось (ну это уже вопрос не к режиссеру и сценаристу, а к истории) так то, что он все же осознал ценность жизни как таковой и сменил гнев на милость…… Блин все проблемы из-за женщин, что-ли….. по крайней мере так в кино показывают…… вспомнила «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном, на мой взгляд там боевые сцены показаны масштабнее и кровавее, тоже ведь хотел тихой семейной жизни пока, не убили его жену и тут понеслась…….что касается Карины , мне показалось что она более эмоционально сыграла свою героиню, когда искала, ждала и верила. Но тот момент, когда Ашока упал лицом в пепел с глухими рыданиями — шедевр! именно в этом месте я ему поверила, что да, потерял! Потерял! навсегда потерял! а вот потом…. он в каком-то анабиозе был , я не про то, что герой так себя вел — а именно как актер (ШРК) играл…. чет как-то надо до конца что-ли доиграть, не пойму, как будто ему уже надоело в этом фильме сниматься и мысли в голове, поскорее бы доснять и в другой фильм. Хотя последний эпизод на поле брани, когда умирающий отказался брать воду из его рук — вот тогда герой наконец-то вышел из анабиоза и показал все свои эмоции , точнее ШРК сыграл так, как я и ожидала от него таких вот драматических сцен (см. эпизод с пеплом). НО я не критикую, все фильмы с любимыми актерами — априори вроде бы любимые! но в некоторых фильмах как-то в глаза не бросается, а в других почему-то заметно. И хотя мне очень нравится ШРК, не все его фильмы нравятся……. что касается Ашоки — ну… нормальный исторический фильм с элементами современного юмора в некоторых местах…… Даже непривычно было. А вот когда он жестокий — вот это больше похоже на правду
Перечислять все достоинства этого фильма нет смысла, поскольку все их знают. Но вот дать немного критики, возможно будет интересно.
Первое, что бросается в глаза — это физическая форма Шаха (вернее ее отсутствие), особенно на фоне второго важного персонажа — генерала Бима. Рахул, по сравнению с Шахом — греческий Аполлон! Подкачатся ему явно не мешало бы. Ведь через 18 лет мы-то знаем каким он может быть! Кроме Шах Рукха, плохая физическая форма очевидна у большинства второстепенных артистов, включая Сусиму (Аджит Кумар). Небритые животы смотрелись неэстетично.
Второе — это владение оружием. Ни Шах Рукх Кхан, ни Дени Дензонгла, ни тем более Карина не могли показать эффектности, добиться у меня ощущения наличия у артистов навыков работы с мечом или луком. Кривенько всё получалось. Особенно в детальных сценах поединков, где казалось бы надо показать искусство и мастерство. Но вместо этого мы видим технику № 19.
Третье — сам Шах Рукх Кхан. В первой половине он частенько походил на всех своих романтических героев. Был момент, когда я уже ожидал, что он сейчас сделает классику — встанет в любимую позу с распростертыми объятиями.
Был и забавный момент, когда Шах получил по голове поленом.
Романтическая сцена. Шах и Карина в реке. Между ними вспыхнула искра. Откуда ни возьмись вылетает Рахул Дев с поленом в руках. Далее события развиваются стремительно. Мы слышим — шлепок и плюх. Шах с головой в воде. Честно, до сих пор смешно. Это какой-то Чарли Чаплин уже!
Было еще масса моментов-ляпов.
Но все это мало имеет значения. Фильму уже почти 20 лет, а смотрится он гораздо лучше чем многие его ровесники.
Падмини, спасибо за такой очень подробный разбор Ашоки.
Я один из тех немногих счастливчиков, которому довелось посмотреть этот фильм впервые уже после прочтения твоих статей. Они для меня стали очень сильной мотивацией. И в итоге, я увидел лучшую работу Шах Рукха на излете ХХ века.
Фильм прекрасный. С шикарным сюжетом, который был бы менее понятен без исторического экскурса.
Три часа пролетают как одно мгновение. И это тот случай, когда хочется это мгновение задержать ещё не на долго.