Asoka / Ашока / Император / Сантош Сиван (2001). Обзор фильма Падмини (часть 1)
Ашока — эпический исторический фильм режиссёра Сантоши Сивана, выпушенный на двух языках в 2001 году: на хинди и тамил, посвящённый жизненному пути одного из самых величайших императоров в истории Индии. Первоначальное название фильма было «Ашока Великий», в Тамил-Наду он шёл под названием «Самрат Ашока». В России выходили кассеты и диски под названием «Император» в озвучке от компании «Екатеринбург Арт». В сокращённой версии фильм был озвучен и показан на канале «Индия ТВ».
Есть разные по хронометражу варианты этого фильма. Самая короткая — на 2 часа 32 минуты. Полная версия фильма, выпущенная на Blue-ray занимает 2 часа 55 минут. Есть сведения о том, что была ещё более длинная, так называемая расширенная версия. Она включала в себя сцены, в которых был персонаж по имени Рани (её роль исполнила Кришна Шарма), которую мать Ашоки желала видеть в качестве своей будущей невестки. По все видимости эта версия никогда не выходила.
Снятый при весьма скромном бюджете в 12,5 крор, он не выглядит дешёвым, хотя некоторая ограниченность режиссёра в своих возможностях в массовых сценах всё-таки отчётливо ощущается. Масштабные кино-эпосы современного Болливуда и Толливуда / Колливуда режиссёрам в то время могли лишь видеться в радужных мечтах. Даже у «Лагаана» — самого известного фильма Ашутоша Говарикера, вышедшего в том же 2001 году бюджет был хотя и в два раза больше — 24 крора, но тоже весьма скромный по современным меркам. В Индии «Ашока» собрал 19, 39 крор. За границей — 1,8 млн. долларов. Общие сборы — 28,03 крор. «Ашока» демонстрировался на международных кинофестивалях в Торонто и Венеции. Был высоко оценён международной критикой. На известном сайте Rotten Tomatoes рейтинг критиков составляет 100%. В то время как даже у не менее, а может даже и более известного «Лагаана» — 95%.
Зато по количеству наград более популярный среди зрителей «Лагаан» и, собравший в прокате практически в два раза больше — заткнул за пояс детище Сантоши Сивана, отмеченное только за непревзойдённую операторскую работу. Оно и понятно — «Ашока» — фильм далеко не ура-патриотичный, и в нём нет светлой жизнеутверждающей энергии и радостного гимна простому хорошему человеку. «Ашока» — мрачное творение, по своему духу, атмосфере и накалу страстей, напоминающее великие трагедии Шекспира. В нём много жестокости и кровавых сражений с холодным оружием. Сантош глубоко погружается в тёмные недра человеческой природы, туда откуда берут своё начало все чудовищные архетипы психики и коллективного бессознательного.
Персонажи и их исторические прототипы
Ашока Маурья (Шах Рукх Кхан) — один из самых величайших императоров Индии, правивший с 268 по 232 годы до н.э. Внук основателя династии Чандрагупты Маурьи. Во время правления Ашоки его империя Магадха практически охватила весь индийский субконтинент, за исключением государств Чола и Пандья (территория современного Тамил-Наду и южных частей Карнатаки и Кералы). Столицей империи была Паталипутра (современная Патна в штате Бихар). В состав государства входили в том числе территории современного Пакистана, восточной части Афганистана и Бангладеш. Время правления Ашоки было пиком империи, вершиной её могущества, расцветом культуры и духовного религиозного развития. Ашока был покровителем буддизма, который впоследствии стал исповедовать, но при этом провозглашал равноценность и уважение всех религий. А его принципы дхармы, которые в его государстве фактически выполняли роль законов, носили явный межконфессиональный, межнациональный и общегуманный характер.
Это одна из самых сложных и блистательных ролей во всей карьере Шах Рукх Кхана. Внешний облик, психическое, эмоциональное и духовное состояние героя меняется множество раз в течении фильма. И все эти колебания, внутренние конфликты, противоречия сильной и страстной натуры были великолепно переданы актёром. Он то притягивает взгляд, то отталкивает; то пугает, то обольщает; выглядит то ужасным, то прекрасным, а иногда и тем и другим в одно и тоже время.
Принцесса Каурваки (Карина Капур). Она же Каруваки или Чаруваки. Как персонаж в фильме Каурваки тоже имеет своего реального исторического прототипа, но сведения о её происхождение и изначальном социальном статусе противоречат друг другу. По одним данным, она была принцессой, а по другим — дочерью простого рыбака. Одно только несомненно — родилась и выросла она в действительно в Калинге (территория современной Ориссы). Героиня Карины Капур — одновременно дерзкая и нежная, страстная и смелая, сильная и уязвимая девушка с прекрасными серо-зелёными глазами, с почти белоснежной для индианки кожей и классическими аристократическими чертами лица. И Ашока действительно встретил её во время своего изгнания. Есть упоминание того, что она участвовала или хотя бы присутствовала при битве за Калингу, но непонятно в качестве кого. Впоследствии Каурваки стала второй супругой Ашоки и родила ему сына по имени Тивала (Тивара).
По всей видимости она была влиятельной королевой, пользовавшейся уважением своего мужа. Об этом говорит тот факт, что один из знаменитых эдиктов Ашоки был составлен от её имени. Он так и вошёл в историю под названием «Указа царицы». Вот его текст дословно:
«Именем Угодного Богам повсюду должны быть оповещены махаматры (государственные чиновники, следившие на местах за исполнением принципов дхармы, записанных в эдиктах). Какой бы ни был здесь дар второй царицы: будь то манговая роща, или арама (парк или сад с постройками, дарившийся буддийской общине, чтобы она могла там провести сезон дождей), или странноприимный дом, или что-либо иное, то что зачисляется [на имя] этой царицы, — все эти разнообразные [дары записывайте] так: «… второй царицы Каруваки, матери Тивалы»
Аджит Кумар исполняет роль принца Сусима или Сушима. Это единственная роль Аджита — известной звезды тамильского кинематографа в кинопроизводстве на хинди. Ко времени начала съёмок «Ашоки» Аджит уже был успешным и известным актёром в Тамил-Наду. В «Ашоке» он сыграл роль антагониста — слабого физически, трусливого, но хитроумного, изворотливого, коварного и очень опасного противника. Он верит в судьбу, видит, что она благоволит Ашоке, завидует ему, но всё равно вопреки своим страхам и сомнениям борется за первенство всеми доступными способами, включая предательства и убийства.
В индийской истории Сусима или Сушима — внук Чандрагупты и старший сын императора Биндусары. Главный претендент на престол. Ашока приходился ему младшим сводным братом. У них разные матери. По легенде Сусима был сыном главной королевы и любимой жены Биндусары, что соответствует показанному в фильме. По преданию он не обладал способностями к управлению государством, и не имел таланта к военному делу. Но обладал красивой внешностью за что отец его любил и очень ему благоволил. А вот Ашока был совсем непривлекателен: с грубыми чертами лица, тёмной кожей и невысоко роста. В одном из интервью Шах шутил, что Сантош Сиван избрал его на главную роль именно из-за его неказистой внешности, поскольку по индийским меркам, он далеко не писанный красавец.
Вират (Дэнни Дензонгпа) — целиком и полностью вымышленный персонаж. Лихой, удалой, силач, боец и вообще молодец. Даже его имя переводится с санскрита как «большой» или «массивный». У него только два основных недостатка — он слишком медленно соображает (вначале бьёт, а потом думает) и слишком падок на женские прелести, из-за чего постоянно встревает во всяческие неприятности и комичные ситуации. Самый лучший и преданный друг. В фильме он служит главным источником юмора и развлечения на протяжении всего повествования.
Бхима (Рахул Дев) — генерал Калинги. Он тоже целиком и полностью вымышленный персонаж. Его роль хотя и второплановая, но красной нитью проходит через весь сюжет и призвана осуществить волю рока в судьбах главных героев. Имя «Бхима» взято из Махабхараты. Именно так звали одно из пяти братьев Пандавов — второго по старшинству и самого сильного. Бхима в фильме предан королевской семье Калинге и защищает её всеми доступными ему средствами. Очень красив телом и в то же время отталкивает резкими чертами лица. Это неоднозначный персонаж, у него есть свои собственные теневые стороны личности. Но в истории его роль скорее функциональная, поэтому образ детально не проработан, в отличие, например, от Вирата, играющего кроме прочего большую идеологическую роль в сюжете благодаря принципиальности и прямоте своего характера.
Деви (Ришита Бхатт в своей дебютной роли) — первая жена Ашоки, согласно имеющимся историческим сведениям. Всего у Ашоки было пять жён: Деви, Каурваки (Каруваки), Асандхимитра, Падмавати и Тишьяракшита. Деви — полное имя Ведиса-Махадева- Сакьякумари. Согласно цейлонским хроникам была дочерью торговца. Ашока женился на ней в период своего наместничества в Удджайне. Деви была буддисткой и родила Ашоке двоих детей: Махендру и Сангхамитру. Именно так всё в фильме и показано. Вот только дети не были близнецами: девочка была на три года младше брата. Причём в текстах ни Деви, ни Каурваки не называются главными королевами. Такой считается Асандхимитра. Но по другим источникам это всего лишь ещё одно имя Каурваки.
Деви в фильме удивительно нежная, юная и хрупкая даже в сравнении с Каурваки. Она тоненькая как тростинка, кажется только схвати двумя пальцами и переломишь. Её так и хочется опекать и оберегать. Но на самом деле, она сама постоянно заботится о других, распространяя вокруг себя тепло и свет любви ко всему живому. И не смотря на свою физическую слабость у Деви необыкновенно сильная воля и огромное мужество. И они были настолько велики, что с этим решительным характером даже могущественный император ничего не мог поделать.
Дхарма (Субхаши Али) — мать Ашоки. В истории о ней тоже нет единого мнения. По одним сведениям Субхадранга или Дхарма была одной из королев и дочерью брахмана, по другим — изначально она была низкого происхождения и служила при дворе в качестве парикмахера, а любовь императора Биндусары завоевала своей красотой. Она родила ему двух сыновей: старшего Ашоку и младшего Виташоку.
Имя героини — Дхарма — весьма говорящее. Это ключевое понятие индуизма и буддизма, означающее некий универсальный космический закон, которому должно следовать всё живое. Именно она определяет основные правила морали и весь образ жизни человека. Причём для разных живых существ (а в индуизме и людей, имеющих разное кастовое происхождение) она может содержать совершенно противоположные правила и установления. Однако именно в период правления Ашоки под Дхармой понимались универсальные для всех людей правила и именно они перечислялись в эдиктах Ашоки.
В фильме мать Ашоки появляется мало, а говорит ещё меньше, но выглядит так внушительно и её лицо столь выразительно, что производит неизгладимое впечатление и запоминается надолго своим воплощением упрямства и властности при страстном и преданном сердце. Такой же характер был и у её сына. Причём Сантош Сиван подобрал актрису очень похожую на Шаха своими чертами лица.
И наконец Ария (Сурадж Баладжи) — просто очаровательнейший малыш. Его персонаж не основан ни на какой конкретной исторической личности. Это скорее собирательный образ маленького принца или как его называют в фильме — «ювраджа» небольшого королевства древних времён. Прелестный мальчуган с огромнейшими выразительными глазами и природным обаянием. В фильме он служит и символом хрупкости и неустойчивости власти в маленьком княжестве, окружённом врагами снаружи и внутри. А ещё это источник чувства умиления и трогательности.
Это далеко не полный перечень всех участников истории. В ней ещё встречаются и легендарный Чандрагупта, и предвзятый правитель Биндусара, и коварная интриганка мать Сусимы, и всевозможные министры, и советники, и болтливые солдаты-комики, и танцовщицы и целая армия безликих статистов общей численностью в несколько тысяч человек.
(Продолжение следует)
© Падмини
Трейлер:
AElena , Спасибо
nino , завтра вконтакте кину ссылку на диск
mo-tata написал(а):
Где с сабами можно найти? У меня только в озвучке.
AElena написал(а):
Девочки, пожалуйста, я тоже с вами. У меня тоже версия 2:49.
AElena написал(а):
У меня то же самое))))) Сабы от Аннет. В основном все, не новые фильмы, с её субтитрами.
mo-tata , и какой хронометраж ? У моего Ашоки 2:49 время,2 русские дорожки(никак не выберу, чью озвучку оставить )),хинди и сабы от Аннет.Видео 1280х720,2,74 гб.Давай делиться архивами ?
Падмини написал(а):
«в виде рипов с блюрея» — Это для меня как китайский иероглиф, к тому же без переводчика. Пожалуйста, объясните на простом человеческом языке.
Падмини написал(а):
Нет, это блог моей подруги Ларисы)))
Она несколько раз тут на сайте тоже отмечалась. Правда, так давно, что под каким ником — я уже забыла)
Падмини! Спасибо, спасибо, спасибо! Мой любимый, обожаемый до дрожи в коленях, до учащения биения сердца, до замирания дыхания АШОКА!… Сантош…каждый раз хочется его расцеловать за этот дивный, в своей визуализации, фильм (и еще за Dil se). Удивительная цветовая палитра, невообразимо красивые виды и четко выверенные крупные планы. Ну и про Шаха в роли Ашоки — «дьявольская смесь сексуальности и опасности» лучше не скажешь. Даааааа! С нетерпение жду продолжения! . Кстати, пошла вчера только посмотреть одним глазком, какой вариант по хронометражу у меня… очнулась далеко за полночь)))) И после этого фильма я кардинально поменяла свое отношение к Карине, как к актрисе. Простила все)))))
Падмини написал(а):
нет, но мне он нравится
nino — я прошу прощения — я ошиблась
Падмини написал(а):
Придётся самой себя поправить. Где мои глаза!!!
Стоит — флоп.
Моя реакция на это открытие:
Я честно не знаю, какой тут сделать вывод. (ну кроме того, что я невнимательная)
Цифры то говорят обратное…
nino написал(а):
Полно всех версий.
В том числе и полная на 2ч. 55 мин. в виде рипов с блюрея.
Есть озвучка, есть сабы.
Я предпочитаю смотреть с сабами.
nino написал(а):
У меня тоже один из любимых.
nino написал(а):
В статье я привела данные с официального boxofficeindia.com. Они говорят о явной прибыльности фильма даже без учёта мировых сборов.
Я не знаю, почему фильм считается убыточным? Кто вообще прикрепил к нему это статус?
Опять-таки на официальном boxofficeindia.com, где у каждого фильма на хинди (во всяком случае за последние лет 30) есть своя страница, официальный статус не стоит. Просто сухие объективные цифры.
https://www.boxofficeindia.com/movie.php?movieid=672
Anita написал(а):
Давно хочу спросить: блог «Попкорн и семечки» случайно не ваш?
Я согласна, что в фильме можно найти недостатки. Он несовершенный. Но даже исключительно с безэмоциональной позиции достоинств больше, но до кинокритики я ещё не дошла. Сама рецензия будет позже.
Pol написал(а):
Ну… начнём с того, что сама постановка вопроса в данном случае в корне не верна. Во-первых, нет и не было никогда единого общемирового закона о престолонаследии.
Во-вторых. Давайте не будем забывать, что правовая система, законодательство, во всяком случае в современном их понимании возникли в Римской Империи. И все современные правовые системы Запада во всяком случае уходят своими корнями вот туда. Восток даже сейчас в этом отношении стоит особняком несколько. А уж в те времена…. просто без комментариев.
В-третьих, что более и лучше всего известно о временах Династии Маурьев так это о государственном/политическом управлении. Благодаря «Артхашастре», составленной во времена Чандрагупты и собственно Эдиктам Ашоки.
Но там нет норм права как таковых. Все нормы того времени были либо казуальными, либо в форме морали.
В-четвёртых, форма правления того времени — это что называется «восточная деспотия» — а потому воля императора имела силу закона. Причём в самом крайнем случае её могли грубо поправить через политические заговоры.
Интриги, заговоры и убийства при дворе, в том числе и самого монарха были обычным делом.
Есть письменные упоминания о том, что правители династии Маурьев каждую ночь меняли местоположение своей спальни во дворце, опасаясь этих самых спланированных нападений.
Сейчас потихоньку всем отвечу!
gur3107 , ну тогда у вас точно есть повод пересмотреть кино!
Linast Я бы вот не стала сравнивать ни с каким другим фильмом. Не потому что это не уместно. Просто для меня Снтоши Сиван, в первую очередь как оператор — уникален. А визуализация в кино — это видение режиссёра + операторская съёмка.
И в сети его чаще сравнивают с «Александром» Оливера Стоуна. Но он вышел позднее на три года. Ну и бюджет там не сравнить с индийским «Ашокой».
И как по мне «Ашока» уникален. Несовершенен, да. Но уникален!
TheOleg написал(а):
Для меня «историчность» исторического кино очень важна.
Не в последнюю очередь потому, что в круг моих интересов давно входит и история культуры.
Как по мне — Шах — тут восхитителен! Это такая дьявольская смесь сексуальности и опасности, которая в такой концентрации есть в Шахе ещё только в роли Дона. Но это, конечно, женский взгляд, я не спорю.
Про атмосферу согласна полностью! Карина на тот момент уже второй год как в кино снималась. И для неё это был уже далеко не первый фильм. А популярной стала прямо с дебютного в Индии. Тогда она их делала по несколько в год.
Карину я тут тоже обожаю. Она тут выглядит как…. как… огненный лёд . Как огонь на льду.
Мне не понятна суть вражды между сводными братьями
Если следовать закону престолонаследия:
Но тут выясняется, что:
У меня возникает вопрос о законности претензий Ашоки на престол.
я его помнится в кино даже смотрела, и он меня впечатлил только своей неземной красотой, потому что Сиван конечно волшебник по этой части.
Наилюбимейший фильм! И Шах в нем бесподобен! Могу пересматривать хоть каждый день.
Падмини, спасибо большое за интересный обзор. С нетерпением буду ждать продолжения.
У меня возникли два вопроса:
Выходит фильм не был убыточным, но всё таки считается провальным?
В интернет-пространстве можно найти эту полную версию фильма?
Смотрел его. В целом фильм понравился. Не сильно задумывался о его «историчности», но показалось что довольно атмосферно передан дух той эпохи.
И Шах в виде Ашоки смотрится неплохо и убедительно.
И Карина хорошо сыграла, хотя это было начало ее карьеры.
Падмини , вот это прям в самый раз! отзыв на фильм! тем более он стоит в планах на выходные….. а вообще мне по визуализации «Ашока» напоминает «Маленького Будду»
Падмини , нет-нет-нет, пишите, конечно. Я, например, с удовольствием прочла историческую часть. И поняла,
что будет продолжение. Имелось вввиду, что это напомнило мне, что есть такой фильм, и я, конечно, помню и знаю, что Шах там есть, но игры его не помню, а тут обнаружила, что он был похвален! Так что — все нужно! Ждем)
gur3107 , ну это далеко не отзыв. Это скорее зачин под него. Общие положения + персонажи. О самом фильме, о том про что он я ещё даже не начинала говорить. Или не стоит писать продолжение и так всё ясно?
Сам фильм нестандартный, но не идеальный. А вот роль Шаха, образ героя в его исполнении — любимый, наряду с Доном. Даже не знаю, где он мне больше нравится. Наверное, всё-таки здесь…
И один из трёх лучших фильмов Сантоши Сивана. Имеется в виду тех, что он режиссировал, а не только выступал в качестве оператора.
А здесь он ещё и сценарист, кроме всего прочего.
Спасибо за отзыв. Я, вдруг, обнаружила благодаря ему, что Ашока — серьезный фильм. Я его видела в возрасте, когда не в состоянии была понять историчность кино, и если честно не ждала, что индийское кино может быть каким-нибудь, кроме развлекательного. Обязательно пересмотрю!
Pol написал(а):
Если говорить об индийском кино вообще — то ты прав. Тогда много всего снималось по меркам Голливуда за сущие копейки.
НО, ёлы-палы! Это же ЭПОС!!! Он требует масштаба. Захватывающих дух сцен. Эффектов в конце концов, пусть не компьютерных, но чтобы на экране выглядело эффектно.
А Сантошу приходилось выкручиваться. Исследовать и придумывать. А ещё колесить по всей стране. Впрочем — это будет темой следующей части — ждите!
Кстати, на счет бюджета 12,5 крор. Для тех лет это очень прилично. Взять к примеру такой ATB, как KUCH KUCH HOTA HAI (1998 год). Бюджет — 10 крор. Собрал 46. Или DILWALE DULHANIA LE JAYENGE (1995 год) — 4 крор!!!
Pol написал(а):
Ну, это только Шапокляк пела, что «хорошими делами прославиться нельзя»
Но Ашока прославился именно ими.
Но творил в своей жизни всякое. В разные периоды. И фильм как раз об этом
И я в тексте прямо на это указала.
1)«Внешний облик, психическое, эмоциональное и духовное состояние героя меняется множество раз в течении фильма.»
2)»Он то притягивает взгляд, то отталкивает; то пугает, то обольщает; выглядит то ужасным, то прекрасным, а иногда и тем и другим в одно и тоже время.»
Падмини!
Огромное тебе спасибо за то, что взялась за такой огромный материал. С удовольствием буду ждать продолжения.
Мне очень понравился экскурс в историю. Картина сразу приобретает живой образ и возбуждает интерес к фильму. Поразила своими размерами империя Ашоки!
Что насторожило — какой-то Ашока слишком положительный получается, без недостатков! Справедливый гуманист. А так бывает только в легендах и сказках.