Angadi Theru / Базарная улица. Рецензия Aлександры
Бедняки платят дороже всего.
— Разве назвать это можно судьбой?
С детства встречаться с бессильной нуждой…
«Базарная улица» — одна из тех драм, которые никого не смогут оставить равнодушным. А если и найдутся такие невосприимчивые… Что ж, значит, они никогда не знали горя. Для меня же фильмы подобного рода всегда ценны своей моралью. Их хочется периодически пересматривать, и не потому, что мне нравится смотреть на человеческие страдания, а затем, чтобы не забывать, что творится в нашем мире. Нельзя запереться в свой тесный мирок, где, допустим, у тебя все хорошо, и думать, что и все вокруг должны быть так же счастливы. Это неправильно и эгоистично. Может быть, поэтому на свет Божий появляются такие картины… Режиссеры, типа Васантабалана, будто пытаются заговорить с нами через своих героев: «-Проснитесь от сладкого забытья! Вокруг вас страдает и мучается множество людей. Разве вы не одни из них? Помогите им!». А уж наша с вами задача — услышать, проникнуться и сделать соответствующие выводы.
Но, вернемся непосредственно к самому фильму. Итак, перед нами драма. С одной стороны социальная, а с другой — личная. Тему рассказанной нам истории я бы озаглавила так — «Влияние бедности на человеческие жизни». Что и говорить, нищета здесь раскрыта перед нами в полном объеме. Люди, спящие почти на проезжей части. Жуткие рабочие условия. Полная антисанитария. Грязь, вонь и, Бог знает, еще что на улицах и в помещениях. Разве можно нормально существовать в этом… свинарнике? А вот им приходится. Молодые и старые, больные и вовсе калеки — они изо дня в день терпят все это, потому что пожаловаться-то им некому. Разве расскажут своим родным, на что им пришлось пойти, чтобы заработать для семьи денег? Пойдут ли в вышестоящие инстанции, для которых они словно грязь под ногами, просить помощи? Сомневаюсь. Нужда — это вообще страшное дело, когда мысли только и заняты тем, где добыть кусок хлеба. И кому, как не Индии, знать об этой проблеме практически все. В индийских трущобах каждый день прозябает и умирает, порой не своей смертью, куча народу, до которой никому собственно нет никакого дела. Однако, даже в такой мрачной обстановке люди все-таки находят для себя радостные моменты, пусть даже тайком от тех, кто хочет отнять у них и эти последние крохи человеческого счастья.
— Наш дом не из цемента и песка…
Он из любви… Прочней она.
И вот здесь социальная драма плавно перетекает в личную. Перед глазами проносится история, полная трогательных, волнительных и печальных моментов. Казалось бы, о какой любви может идти речь при такой жизни? Тем не менее, они влюбляются. Молоденькие Лингу и Кани находят друг в друге утешение. Да, им страшно, ведь в стенах супермаркета, где они работают, царит деспотизм, жестокость и несправедливость. Но разве много для счастья надо? Иногда достаточно просто быть рядом с любимым человеком и знать, что у него все хорошо. Правда, мерзкий управляющий хочет лишить их и этой малости. А начальник сего заведения вообще отвратительный зубастый тип, который, трясясь над своей репутацией, позволяет избивать работников прямо на рабочих местах, на глазах у посетителей. Как это, по-вашему, называется? Беспредел. Естественно, любовь в таких условиях долго не протянет. И в один «расчудесный» день она вырывается на свободу… в мир, полный еще большего кошмара. Трагедия, боль, возможное предательство — все это уже поджидает героев за углом базарной улицы. И в напутствие им можно сказать только одно: «Мужайтесь, если беды беспросветны, А Небеса к молитвам безответны».
Итак, до сего момента я предавалась описанию только художественной части фильма. Что касается технической стороны, то тут тоже можно найти массу интересных моментов. Первое, что бросается в глаза – это натуральность всего происходящего. Практически все действия происходят в серых тонах, что стало антиподом нескольким светлым пятнам – воспоминаниям героев об их прежней деревенской жизни и романтичным моментам. Эпизод с аварией на дороге был, конечно, ужасающим. По-моему, Васантабалан взял правильное направление. С первых же минут ударив по нервам зрителей, он вдруг неожиданно переходит в спокойное русло деревенского бытия. Потом еще один напряженный момент, а следом нас бросает в водоворот разнообразных чувств. Ну, а уж в самом конце опять следует удар. И что нам остается? Плакать? Радоваться? Горевать? Признаюсь, я испытала все три чувства сразу. С такими эмоциями я прихожу к финалу редко, поэтому выражаю режиссеру большую благодарность за качественно проделанную работу.
Для актеров у меня тоже найдется несколько добрых словечек. Во-первых, рада новым знакомым, так как прежде никого из них не видела. Во-вторых, приношу свои извинения за мое первое неправильное мнение об их игре. Каюсь, сначала мне показалось, что актеры ведут себя совсем не по-актерски, словно их подобрали на улице и без всякой подготовки поставили перед камерой. Они выкрикивали что-то, порой без всякой интонации и некрасиво смеялись. И только потом до меня дошло! Я уже так привыкла к болливудскому и южно-индийскому гламуру, что просто напросто не смогла отличить игру перед камерой от настоящих и неподдельных эмоций. Ребятам не нужно было никого из себя строить. Все, что от них требовалось – это вести себя естественно. Магеш ослепительно не улыбался в камеру, не хрустел костяшками пальцев в гневе и не рвал на груди рубашку, дабы удостоверить нас всех в своей непревзойденной силе (хотя, показать ему было что!). Кстати, о драках. Все, кому не по нраву нереальные индийские поединки, наверняка останутся довольны увиденными здесь потасовками. Помните, как дерутся звезды? Камера кружится вокруг, захватывая сначала глаза, в которых отражается такой гнев, что мама не горюй. Потом обязательно показывают сжатые в кулаки руки с набухшими венами. Затем следует грозный рык и все вокруг… усеяно телами. Ножки и ручки у всех закручены в колбаску, а Герой хватает на плечо свою добычу и уходит довольный восвояси. Тут же все наоборот. Лингу, с совершенно простецким криком: «Ааааааа!», всего-навсего махал перед носом противника руками и кусался. Очень жизненно, не правда ли?
Очень мне понравилась и героиня Анджали. Простая такая девушка с милым личиком и непростым характером. Зато за ней было интересно наблюдать. Не многие актрисы могут этим похвастаться.
Хорошие впечатления у меня остались и от игры друга Лингу. Забавный парень привнес-таки в драму немного юмора и доброты. Итак, кастингом я тоже осталась весьма довольна.
То же самое могу сказать и о музыке. Понравились все песни. Очень мелодичные и самое главное, наполненные смыслом. Пожалуй, Aval Appadi Onrum Alagillai стала моей самой любимой. Несмотря на все трагедии, произошедшие в фильме, песни оставляют после себя только светлые чувства и легкость на душе, намекая, видимо, на то, что у композитора легкая рука и тонкое восприятие мелодии.
И вот, что я имею сказать вам в конце своего повествования. «Базарную улицу» рекомендую посмотреть всем, как прежде я советовала фильм «Я не ангел». Теперь они оба стоят у меня рядышком друг с другом, потому что в них я нашла много общего – драму, слезы, надежду, душевную музыку, а самое главное – любимых актеров.