Anand / Ананд. Рецензия Тиллоттамы
Фильм, возможно, и выходивший на советские экраны, но благополучно забытый после этого. Загореться просмотром фильма меня заставила одна фраза, мельком оброненная индийским журналистом: «Ананд» — фильм, вдохновивший Карана Джохара на «Наступит завтра или нет?». Потом я узнала, что фильм был лучшим в 1971 году, он собрал львиную долю Filmfare’ов, в том числе и первый для Амитабха Баччана. И окончательно меня добил отзыв на IMDb: «Если вы хотите посмотреть один-единственный индийский фильм, то это должен быть «Ананд».
С субтитрами не сложилось – они то отставали, то обгоняли диалоги на экране, так что большая доля смысла, конечно, от меня ускользнула. Но этот фильм говорит без слов. Как Kal Ho Naa Ho, как южноиндийский «Чакрам», он учит радоваться каждому мгновению жизни, даже если смерть уже ждет тебя за углом.
Сюжет фильма — это по сути противопоставление Ананда в исполнении Раджеша Кханны и его лечащего врача Бхаскара Баннерджи (Амитабх Баччан). Доктор Бхаскар бесконечно разочарован жизнью, которая полна нищеты, болезней и горя.
Молодой (почти неузнаваемый) Амитабх играет прекрасно. Пожалуй, это первый раз, когда он понравился мне в молодости. Но, конечно, все герои просто меркнут перед искрящейся, прямо таки брызжущей с экрана энергией Раджеша Кханны. До этого я не видела с ним ни одного фильма. Очень-очень впечатляющий актер. Играет глубоко, искренне, но не на разрыв аорты (чем в эпизодах НЗИН грешил Шахрукх). Его герой получился ну таким обаятельным, что жалеешь, скорее, не его, а себя за то, что так часто забываешь улыбаться. Ананд весь фильм смеется, прячет свой страх, отмахивается от него и только в конце он хватается за руки друзей и плачет: «Я не хочу, не хочу умирать». Отмечу еще одного прекрасного персонажа – доктора Кулкарни в исполнении Рамеша Део, очень душевная игра.
В фильме нет лихо закрученной интриги или душераздирающей любовной истории. Опять же, если сравнить с НЗИН, то это скорее первая серия, когда главный герой давал окружающим уроки жизнелюбия. Хотя в ней есть намек на ту ситуацию, из которой Каран Джохар потом сделал целый фильм. Ананд оставил любимую девушку, чтобы она вышла замуж за другого и была счастлива.
Фильм очень радует взгляд. Раньше в Болливуде очень любили панорамные съемки Бомбея. Помните, вид города с высоты птичьего полета, муравейники улиц, песни на фоне побережья и солнце, падающее в море? А еще обворожительные индианки в сари с изящно подведенными глазами и пышными прическами. В «Ананде» этой красоты в избытке, плюс песни на безупречном хинди с глубоким философским смыслом.
Фильм из разряда Must-Watch. 5 с плюсом. Рекомендую.