Aag / Огонь (1948). Радж Капур (Raj Kapoor). Рецензия Падмини
Первый фильм Раджа Капура
Порывистая романтизация
Огонь является символом любви. Но он также выступает олицетворением разрушения. Это энергия огромной силы, которую сложно, а подчас невозможно контролировать.
Юная невеста сидит, укутавшись с головы до пят в расшитые золотом свадебные одеяния на усыпанном лепестками брачном ложе. Коленки от волнения обхвачены руками, чтобы не дрожали. Полупрозрачное покрывало вуалью опущено на лицо. Перед нею, скрываясь в спасительной ночной темноте, стоит счастливый супруг. Его речь, обращённая к новобрачной, полна медовой ласки и пьянящего обольщения. Он снимает покрывало с лица невесты, и та в ужасе, от увиденного ею обезображенного чудовищного лица, с криком падает на кровать. Несчастный молодожён – молодой Кевел, в чьей судьбе огонь сыграл роковую роль в прямом и переносном смысле. Ещё в ранней юности он отказался следовать тому пути, что был предопределён для него его семьёй. Он отказался от легко доступного поприща, сулящего достаток, благополучие и солидное положение в обществе, но совершенно скучного и не удовлетворяющего амбиций целеустремлённого творческого молодого человека. Это история юношеского во многом максималистского порыва к ярким и далёким высотам, о возможности самовыражения в любимой работе, в искусстве театра.
Театр, как и кинематограф, не должен основываться лишь на потребительском использовании физической привлекательности своих артистов. Основная цель искусства – затронуть сердце зрителя, способствовать развитию его души. Ведь оно способно приобщать его к духовным ценностям. Истина и красота идут в искусстве рука об руку. Отделённая от красоты истина превращается в сухую скучную мораль. Красота же без истины превращается в источник неоднозначных искушений и вожделений. Влечение и страсть часто основаны лишь на внешней привлекательности человека. В то время как любовь стремится к подлинной сути вещей, объектом её поклонения становится красота внутренняя, духовная. Такой человек, как Кевел, сочетающий в себе оба типа красоты – редчайший счастливец и гармоничная личность. Но, с другой стороны, он не мог быть полностью уверен в том, что именно в нём притягивает людей и любимую: необыкновенные внешние данные или же внутренние достоинства. Поэтому он раз за разом искал свою идеальную возлюбленную в разных девушках, встречаемых на жизненном пути, давая им одно и то же имя, когда-то утраченной им безвозвратно, подруги детских увлечений. Но поскольку поиск Кевел начинал с оценки женской привлекательности своей очередной героини, то неизбежно сталкивался с разочарованием в ней впоследствии. В конце концов молодой человек обрекает себя на ужасный ритуал самопожертвования во имя искусства, ради преданной дружбы и испытания подлинности чувств возлюбленной.
Всё внешнее — искусственное и ложное может быть уничтожено огнём. А всё подлинное и истинное – внутреннее, пройдя через пламя боли и страданий очищается и предстаёт в новом свете. Красота двойственна изначально. Её может породить и адское горнило страстей, и внутренняя чистота, и непорочность. И беглым взглядом один вид от другого не отличить. Любая красота может гореть ярко и ослеплять. Только время, испытания и страдания способны отделить одно от другого. Красота может очаровывать, обманывать, искушать. Она способна заслонить собой истину, глубину и чистоту. Но она также может вдохновлять к покорению новых высот, привлекать сердце к духовному и трансцендентному. Это опасная сила, обжигающая своей энергетикой подобно пламени. И так же, как и огонь красота способна в равной степени созидать и обращать в прах. Поэтому только от художника, как от творца, зависит как именно и какую именно красоту он будет использовать в своих произведениях.
«Огонь» Раджа Капура наполнен множеством смыслов, которые волновали его автора с самого начала его режиссёрской карьеры. Впоследствии эти идеи в разных вариациях будут ещё возвращаться в его более поздних фильмах. Поиск идеальной возлюбленной и подлинной любви среди множества встреченных на жизненном пути привлекательных спутниц. Соотношение внешней и внутренней красоты. Художник и его произведение. Суть и основная цель искусства: подражание лучшим творениям природы или созидание новых смыслов, открытие новых глубин истины. Превращение эстетики нуарных криминальных фильмов в монохромную симфонию возвышенных и романтических чувств. Игра света и тени, как визуализация внутреннего эмоционального потока. Туманная обволакивающая дымка как овеществлённая романтика и чувственность. Завитки сигаретного дыма, как спутанность мыслей.
Идей в Aag на самом деле так много, что они просто наталкиваются друг на друга и кружатся иногда в полном хаосе. Кинополотно распадается на отдельные элементы мозаики без плавного и логически обоснованного перетекания одного фрагмента в другой. Отчего возникает ощущение лоскутности картины и обрывистости повествования. А периодическое скатывание монологов от высокого полёта духа к псевдовысокопарному пафосу придаёт налёт искусственности всему действу. И всё-таки Aag был новым словом в индийском кинематографе конца 40-х гг. прошлого века. Он заявил о возникновении невиданного до того глубокого подхода к кино, сочетающегося с его порывистой романтизацией.
© Падмини
Трейлер
Я таки ещё добавлю стилсов-открыток.
Наргис в Aag
Ей тогда было всего 19… А она уже была большой звездой. Звезда же Раджа Капура только начинала всходить на небосклон.
У Наргис необыкновенно одухотворённое лицо. И миндалевидный разрез огромных прекрасных глаз. И фигура в юности была тоненькой как тростиночка…
К сожалению, большинство фото не могут передать необыкновенного очарования этой актрисы. Её надо смотреть в движении.
Nicole , А в целом…
Меня с детства возмущало то, что… есть ведь сказка — Красавица и Чудовище.
А ещё наш — Аленький цветочек Аксакова.
Но никто не писал сказку о Красавце и девушке-чудовище.
Выходит женская душа более чуткая и может разглядеть настоящую Личность под уродливой личиной.
А вот мужчины….
Принц полюбил лебедь только, когда она в прекрасную принцесу превратилась. А Золушку разглядели лишь в волшебном наряде на балу.
Так что — не так уж просты и наивны сказки…
Падмини написал(а):
Спасибо, Падмини.
А мой комментарий относился не к фильму, а к комментарию Svetikk007)))))
Svetikk007 , я никак не могу с Вами согласиться…
Чистота неравно наивность.
Фильмы Раджа Капура — это именно отображение редкой чистоты души. Они как слёзы ребёнка или родниковая вода, которую чем больше пьёшь, тем вкуснее кажется. Но конечно, другие скорее предпочтут искусственно приготовленный напиток — дорогой алкоголь или хорошее кофе/чай. Но только в родниковой воде есть подлинная чистота и живая сила природы и самой Жизни.
А вот коммерческий Болливуд 70-80 и особенно 90-х сплошь наивняк примитивный. За исключением фильмов отдельных режиссёров и параллельного кино. Мне то кино неплохо шло в возрасте от 5 до 15 лет. А потом я стала от него плеваться.
А вот фильмы Раджа Капура, Гуру Датта, Бимала Роя и некоторых ещё пересматриваю всё с большим наслаждением, которое с возрастом лишь увеличивается.
Nicole ,
Конкретно в этом фильме речь немного о другом.
О том, что природная красота внешности невечна. Её можно лишиться как в силу старения, так и мгновенно в силу несчастного случая, страшной болезни или травмы. Красота же внутренняя остаётся с человеком до конца дней его.
И если такое происходит то те, кто любил за красивую внешность отворачиваются при утрате оной. Сразу и навсегда….
У человека и так травма, а его ещё покидают любимые…
Svetikk007 написал(а):
Эгоистичные и злые души могут встречаться, как у красавиц/красавцев, так и у дурнушек/чудовищ…. И еще неизвестно у кого эти эгоистичные и злые души встречаются чаще.. Просто красавицам/красавцам гораздо чаще некоторые дурнушки/чудовища приписывают наличие эгоистичных, злых душ (за те самые «красивые глазки»)
Pol написал(а):
Кажется, у меня та же фигня. Сильно старые фильмы Болливуда мной почти не перевариваются. Видимо, я человек другой заточки, и кинопафос с почти детским наивняком тех глубоких времён мне не близок. Справедливости ради добавлю, что такое же отношение у меня и ко многим старым советским фильмам.
Да, эта истина, что с лица воду не пить и настоящая красота – она внутри, старо, как мир. Однако, как бы правильным ни был этот взгляд, во все времена и до сегодняшнего дня у любого народа всегда внешность является определяющим фактором. Душу замечают в последнюю очередь. Ведь часто встречаются красавцы/красавицы с эгоистичной и злой душой, но им это прощают «за красивые глазки», а вот добрых дурнушек/чудовищ так по достоинству могут и не оценить. Это какая-то непреодолимая программа в генах человечества, видимо.
Спасибо за рецензию, глубокомысленно и интересно было. Я видела когда-то пару фильмов с Капуром («Бродяга» и «Моё имя клоун», кажется), но они мне не понравились. Надо ещё раз попробовать оценить этого легендарного индийского актера, но по другим фильмам.
Pol написал(а):
Я просто обычно предпочитаю исследовать творчество сначала.
Anita ,
вот просто с каждым словом согласна в Вашем комментарии.
Ну и для тех, кто не видел фильм и не решается посомтреть пару винтажных открыток с кадрами из фильма.
Только взгляните, какая красота! тем более, что фильм есть в озвучке и весьма неплохом качестве видео.
вот, я поняла, что меня в Aag всегда смущало — он решил запихнуть в первое кино все идеи и мысли, которые у него были, и они там не поместились и действительно «наталкиваются друг на друга», толкаясь на ограниченном экранном пространстве. И конечно это каталог всех будущих тем Раджа, полностью согласна. Со временем он научился держать себя в руках, поэтому потом получилась выстроенная изящно как классический храм Satyam Shivam Sundaram на ту же тему (лишь одну из затронутых в Aag). Pol, кстати вот это кино, я думаю, можно посмотреть без проблем, там ничто не смущает
Падмини , я доберусь до этого фильма. Но для начала надо увидеть то, что является общеупотребительной классикой Раджа Капура. Я уже писал о том, что не видел ни одного его фильма. Позор!
Pol написал(а):
Ну… в современных патриотических индийских кино_агитках пафоса куда больше.
В разы! В том же Ури, например. Здесь же пафос, к тому же, иного свойства, -возвышенного. Т.е. когда о чём -то о чём можно было бы сказать попроще, говорят слишком красивыми возвышенными совершенно литературными оборотами. Но в контексте фильма это на самом деле уместно, потому что главный герой просто одержим искусством и идеей красоты.
Вообще фильм невероятно идейный и насыщенный. Просто далеко не идеальный. Но блин!!! Есть ли вообще идеальные фильмы?! И положа руку на сердцу — даже самые-самые наши любимые фильмы! — разве они совершенны от и до?!
Кроме того — фильм новаторский и глубокий был не только для своего времени, НО ДАЖЕ СЕЙЧАС.
Снят красиво и эстетично. Монтаж правда рванный, но опять-таки большая часть современных фильмов грешит тем же.
Это кино раскрывает суть искусства вообще и киноискусства в частности. Оно много даёт для повышения понимания и восприимчивости зрителя.
Для меня это была веха в моём собственном изучении кинематографа.
И кроме того!
Если сравнивать дебютный фильм Гуру Датта и Раджа Капура — то у первого фильм несравненно проще и я бы даже сказала примитивнее, слабее.
Просто впоследствии Гуру Датт неуклонно развивал своё мастерство в глубь от фильма к фильму.
А Радж Капур скорее вширь, став впоследствии королём развлекательного, хотя и качественного, осмысленного кинематографа. И к чистому искусству возвращался лишь иногда (дважды, если быть точной, после «Огня»). Причём каждое такое возвращение становилось кассовым провалом.
Падмини, спасибо за рецензию!
Благодаря твоим стараниям, старое индийское кино все больше и больше овладевает моим сознанием. В нем есть магия и магнетизм, искренность и новаторство, которое еще очень трудно для моего понимания.
Эта рецензия открытая и честная. Фильм, безусловно заслуживает того, чтобы его смотрели сегодня. Но я лично пока не готов.
«..периодическое скатывание монологов от высокого полёта духа к псевдовысокопарному пафосу придаёт налёт искусственности всему действу..»
Боюсь, не пойму. А разочаровываться не хочется.